Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Ведущий американский критик Кремля объясняет свою позицию в интервью Радио Свобода. Американская дочь Владимира Маяковского призывает Запад умерить критику российского президента.



Юрий Жигалкин : Ведущий американский критик Кремля объясняет свою позицию в интервью Радио Свобода. Американская дочь Владимира Маяковского призывает Запад умерить критику российского президента. Саммиту "большой восьмерки" посвящены темы этого выпуска рубрики «Сегодня в Америке».


Около месяца назад четыре видных члена Конгресса направили письмо президенту Бушу и другим лидерам "большой семерки" с призывом высказать во время саммита в глаза президенту Путину их твердое убеждение в том, что действия Кремля несовместимы с демократическими нормами стран-членов "большой восьмерки". Среди авторов этого письма конгрессмен Том Лэнтос, один из руководителей Комитета по международным делам Палаты представителей. Накануне саммита он дал эксклюзивное интервью Радио Свобода.



Юрий Жигалкин : Конгрессмен Лэнтос, ваши чувства накануне саммита?



Том Лэнтос : Я испытываю смешанные чувства. С одной стороны, замечательно, что главы семи ведущих индустриальных стран встречаются с президентом России, будем надеяться на конструктивные результаты этих переговоров. Но я бы чувствовал себя гораздо лучше, если бы в лице России мы имели дело со страной движущейся в направлении демократии. Увы, этого нельзя сказать о России последних лет. Свобода прессы была резко ограничена, парламент стал слугой Кремля, судебная система под контролем Кремля, губернаторы назначаются Кремлем. Это не означает, что Россия движется назад, в направлении Советского Союза, такой бы вывод был неверен, она ускоренно движется к царизму образца XXI века, к системе, где вся власть сосредоточена в Кремле.



Юрий Жигалкин : Конгрессмен Лэнтос, вы один из самых последовательных американских критиков Кремля. Что конкретно бы вы хотели добиться своей критикой?



Том Лэнтос : Сила Путина зиждется на высокой цене нефти и в данный момент с этим ничего поделать нельзя. Но Путин также страстно желает чувствовать себя равным членом клуба лидеров семи ведущих стран. Я думаю, что если эти лидеры прямо скажут российскому президенту, что Россия была принята в эту группу при условии движения к демократии, что иначе она не может восприниматься равной, то это может возыметь действие. Не надо забывать, что я не единственный критик Москвы, подобные призывы раздаются из западноевропейских столиц, из Токио и это, в общем, унизительно для режима Путина.



Юрий Жигалкин : Конгрессмен Лэнтос, что бы вы ответили тем, кто говорит, что подобные, можно сказать, назидания оскорбительны для россиян и, по большому счету, контрпродуктивны?



Том Лэнтос : Я в корне не согласен с этим. Я допускаю, что кому-то обидно слышать такие слова, сказанные о России, как часто бывает неприятна правда, но я не верю в то, что такая критика контрпродуктивна. Я могу понять позицию президента Буша, который сказал, что не намерен публично критиковать Кремль. Но если, те из нас, членов Конгресса, кого волнует судьба России, также будут хранить молчание, российские власти смогут продолжать отход от демократии в тишине безо всяких общественных дебатов. И это было бы крайне печально.



Юрий Жигалкин : Конгрессмен, не секрет, что в России растут антиамериканские настроения, во многом оттого, что россияне не верят в то, что Америка может быть другом. Они не верят, что американцы видят в России друга.



Том Лэнтос : Путин не является другом. Его политика часто попросту враждебна. Москва вооружает Сирию, Москва сотрудничала с Тегераном. Только теперь, когда иранцы отвергли исключительно выгодные для них предложения, не желая отказываться от работ по обогащению урана, Путин был вынужден встать на нашу позицию. К чувствам россиян, я думаю, примешивается понятное негодование по поводу утраты Россией статуса супердержавы, пятнадцать лет назад их было две, сейчас - одна.



Юрий Жигалкин : Означает ли это, что американо-российские отношения будут ухудшаться, или все-таки у вас есть повод для оптимизма?



Том Лэнтос : Я думаю, что значительная часть и российского и американского общества, я включаю себя в число этих людей, хотят установить между нашими странами отношения, основанные на обоюдном доверии и дружбе. Но эта цель, к сожалению, далека. Мы были гораздо ближе к ней в ельцинскую эру.



Юрий Жигалкин : Это было эксклюзивное интервью Радио Свобода конгрессмена Тома Лэнтоса, одного из руководителей международного комитета Палаты представителей.


В четверг в газете « USA Today » появилась неожиданная публикация Патриции Томпсон, профессора Нью-Йоркского городского университета, но что более важно для газеты, дочери Владимира Маяковского. Статья названа «Оставьте Путина в покое». Это ее призыв к американской прессе. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: В газете « USA Today » опубликована статья под заголовком "Оставьте Путина в покое". Автор статьи - профессор Патриция Томпсон, дочь Владимира Маяковского. Она пишет: «В то время как в Санкт-Петербурге встречается "большая восьмёрка", в американской печати трудно найти хоть что-то положительное о России. У меня, как у русской американки, вызывает недоумение отсутствие у американцев дальновидности в отношении России и понимания трудностей этой страны. Президент Путин, - пишет Патриция-Елена Владимировна Томпсон-Маяковская, - как раз тот человек, который нужен в президентском кресле в данный момент российской истории. У него есть своё видение того, как вести свою страну вперёд. Можно ли требовать демократии, как мы её понимаем, от страны с унаследованным от царских и сталинских времён централизованным планированием и автократией? Разумно ли ожидать быстрого превращения российского общества в демократическое?» Далее профессор Томпсон-Маяковская призывает Америку перестать требовать от Путина подыгрывать нам. Она предлагает относиться к России как к равному партнёру.


Прокомментировать мысли, высказанные Томпсон-Маяковской в газете " USA Today ", я попросил американского специалиста по истории и политике России Ричарда Пайпса.


Мистер Пайпс, Томпсон-Маяковская, Михаил Горбачев, профессор Стивен Коэн считают, что США слишком много требуют от России и от Путина. В то же время некоторые сенаторы-демократы и организации, представляющие деловые круги Америки призвали Буша отложить согласие на вступление России в ВТО, пока Кремль не продемонстрирует, что является надёжным торговым партнером.



Ричард Пайпс: Американское общественное мнение, как вы знаете, в последние годы сильно разделено по многим вопросам - Ирак, в первую очередь, а теперь Россия. Я полагаю, что среди членов ВТО есть государства с гораздо большими недостатками, чем Россия. Но в то же время я возмущён тем, что происходит в России. Например, недавно в Москве нападению милиции подверглась группа авторитетных, видных правозащитников. И это напомниает советские времена. Я не мог поверить, когда читал об этом. Примечательно, что пока в американской прессе мало кто писал об этом. Даже «Нью-Йорк Таймс» промолчала.


Возвращаясь к вопросу о членстве России в ВТО и негативного отношения к этому сенаторов-демократов, то хочу напомнить, что многие демократы, в основном, изоляционисты. И то, что происходит внутри России, их не слишком интересует.



Ян Рунов: Американские друзья России предлагают не требовать от неё скорой демократизации и помнить, что страна жила при царском и сталинском деспотизме. Вы согласны с этим?



Ричард Пайпс: Я согласен с теми внутри России и вне её, кто считает, что Россия не готова к демократии. По данным опросов общественного мнения, не более 10 процентов россиян положительно относятся к демократии. Только их заботят права частной собственности, гражданские права и тому подобное. Но я уверен, что Америка, Запад должны подталкивать Россию к демократическим реформам. Это длительный процесс, и чем упорнее мы будем действовать в этом направлении, тем больше вероятность, что, быть может, через полвека Россия всё же станет демократической страной. Но пока она идёт в противоположном направлении, и это вызывает серьёзное беспокойство. То, что Россия не готова к демократии, не означает, что мы не должны подталкивать Россию к демократии.



Ян Рунов: А как вы относитесь к мысли, что Путин именно тот лидер, который нужен сегодня России?



Ричард Пайпс: Нет, я так не считаю. Он - человек КГБ. А у сотрудников КГБ ментальность тайной полиции остаётся навсегда. И то, что он стоит во главе России, и достаточно популярен там, лишний раз показывает, что эта страна не готова к демократии, что она предпочитает сильную руку, что россиянам не так важны гражданские права и гражданские свободы. Да, для таких людей Путин - то, что надо России: аппаратчик, который, действительно, принёс стране стабильность, пытается вернуть ей статус великой державы. И проходящий в Санкт-Петербурге саммит "большой восьмёрки" способствует имиджу России как великой державы, а Путина - как крупного политического лидера. И это россиянам нравится. Но я думаю, что России сегодня нужен не Путин, а новый Пётр Великий, который бы сказал: «Нет! Мы должны идти европейским путём», и который использовал бы свою власть, чтобы направить Россию по пути западной цивилизации. А Путин не достаточно значительная личность для этого.



Ян Рунов: Таково мнение Ричарда Пайпса, историка и политолога, автора многих книг о России.




XS
SM
MD
LG