Ссылки для упрощенного доступа

В Екатеринбурге продолжается конфликт между Коляда-театром и Центром молодежной поэзии из-за здания, в котором расположены оба коллектива


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Олег Вахрушев.



Андрей Шарый: В Екатеринбурге продолжается конфликт между Коляда-театром и Центром молодежной поэзии из-за здания, в котором расположены оба коллектива. Объект спора – это подвальное помещение в центре Екатеринбурга, в котором оба творческих союза работают последние два года.



Олег Вахрушев: Помещение, вокруг которого кипят нешуточные страсти, находится в федеральной собственности. Центр молодежной поэзии взял его в аренду сроком на 25 лет в 1999 году. В 2004 году поэты пустили театр известного драматурга и режиссера Николая Коляды пососедствовать без подписания каких-либо юридических документов, благо площадь в 500 квадратных метров позволяет расположиться в одном месте обоим коллективам, с условием, что когда Коляда-театру предоставят отдельное помещение, труппа сразу же покинет поэтический центр.


Первая конфликтная ситуация возникла в конце 2005 года. Тогда руководитель Центра молодежной поэзии Любовь Макарова предприняла первую попытку избавиться от популярных соседей. Но конфликт удалось погасить, и стороны ожидали заседания арбитражного суда, которое должно состояться 23 августа. 14 июля, накануне открытия касс театра и за полмесяца до начала нового театрального сезона, в помещение с ведома руководства Центра поэзии проникли неизвестные люди, забаррикадировали входную дверь в театр, написав на ней «Ремонт», разлили в зрительном зале краску, разбили софиты и разгромили сцену.



Николай Коляда: Эта девушка, руководитель Молодежного Центра поэзии, могла позволить каким-то вандалам взломать сцену! Вы понимаете, я поражаюсь. Мало того, взять и после этого в Интернете написать: «Это они сами взломали – Коляда-театр, – для того чтобы «клубнички» подпустить». У нас есть спектакль, который называется «Птица Феникс», и Сережка Федоров, он там целовал эти вот ступеньки, которые взломаны сейчас, целует их во время спектакля: «Сценочка моя, миленькая, любименькая моя. Сегодня тебя сломают…» Ну, это не просто пафос какой-то, а просто так заведено в театре: есть сцена, которую трогать нельзя, ни плевать на нее, ни гадить. Нельзя просто-напросто, черт побери! А они взяли и сломали.



Олег Вахрушев: Эксперты считают, что действия руководства поэтического центра вполне можно объяснить следующим. Коляда-театр превратил кусок центральной части Екатеринбурга в брендинговое место, вследствие чего в несколько раз повысилась арендная стоимость помещения. И конечно, делить подвал гораздо выгоднее стало с какой-нибудь коммерческой фирмой, которая платила бы за аренду полную сумму, а не гроши, как это делал театр. Это, по мнению Николая Коляды, одна из главных причин, почему руководители поэтического центра решили прогнать труппу на улицу.



Николай Коляда: Я знаю, что вы это вырежете наверняка, но у этих уродов нет ничего святого, вообще ничего. Посмотрите на Макарову, на Бельянского, ее адвоката, - у них в глазах вместо глаз доллары стоят, деньги. Потому что здесь один квадратный метр, я вчера прочитал в Интернете, стоит 5 тысяч рублей, в аренду если сдать. А тут 500 квадратов – вот и посчитайте, сколько денег за всем этим стоит. Если бы просто Коляда стоял один посреди города и говорил: «Дайте мне театр», - это было бы одно. А тут 44 человека народу, которые работают у меня в театре, у всех дети, у всех семьи, им где-то надо зарабатывать деньги. Извините, театр за два года зарекомендовал себя, что это живой организм, что он чего-то стоит, нужен городу. Три премии губернатора у нас было, куча побед на всяких фестивалях.



Олег Вахрушев: В минувший вторник актеры пришли к своему бывшему помещению, для того чтобы собрать подписи под письмом в защиту Коляда-театра. Сам Николай Коляда смог добиться санкции прокурора на то, чтобы вывезти из помещения вещи, аппаратуру и реквизит. Войдя в зал, актеры решили из него не выходить и объявили голодовку.


Говорит актер Коляда-театра Александр Сысоев.



Александр Сысоев: 18 человек и Николай Владимирович Коляда находятся здесь. Тут и драматурги, которые у Николая Владимировича учатся. Объявлена голодовка. Мы намерены идти до конца, потому что сколько времени уже идет этот конфликт – и никакой реакции от властей нет.



Олег Вахрушев: В ночь на среду к актерам приехал прокурор Кировского района Екатеринбурга и потребовал, чтобы голодающие немедленно покинули помещение. Взяв теплые вещи из реквизита, актеры отправились голодать на улицу. В среду во второй половине дня на место голодовки приехали министр по управлению госимуществом Свердловской области Алексей Молотков, министр культуры Наталья Ветрова и представители арбитражного суда Свердловской области, которые ознакомили актеров с постановлением, после чего голодовка была прекращена.


О сути судебного решения говорит адвокат театра Евгений Устинов.



Евгений Устинов: Есть иск, который предъявлен территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о признании недействительным договора, который заключен с Молодежным Центром поэзии, по поводу этого помещения. В рамках этого иска было вынесено определение в обеспечение иска, которое гласит, что Молодежный Центр поэзии не вправе выселять из этого помещения Коляда-театр. Следовательно, пока существует иск и пока существует данное определение, тут должны находиться и Коляда-театр, и Молодежный Центр поэзии, до рассмотрения вопроса по существу о признании недействительным договора. Все. Есть исполнительный лист, по которому запрещено выселять Коляда-театр из этого помещения, поэтому он здесь находится.



Олег Вахрушев: Кроме того, чиновники сказали, что для Коляда-театра найдено подходящее помещение – двухэтажный особняк в центре города. Заехать туда можно будет после того, как Министерство по управлению госимуществом договорится со всеми арендаторами, примерно через 2-3 месяца.


В свою очередь, руководитель Центра молодежной поэзии Любовь Макарова категорически не согласна с вынесенным постановлением и считает его сфабрикованным.



Любовь Макарова: Власти надавили на судебные органы, и было сфабриковано решение суда судьей, которая не занималась никогда нашими делами. В один день сделали определение суда по поводу того, что Молодежный Центр поэзии не имеет право выселять Коляда-театр. Это решение законной силы никакой не имеет. Мы подали апелляцию, ходатайство во все инстанции. В это время я объявила голодовку по собственной инициативе, не привлекая никого, в качестве наказания за то, что я пустила сюда Коляда-театр два года назад.



Олег Вахрушев: Николай Коляда настаивает на том, чтобы сезон в его театре начался именно 2 августа, и поэтому сегодня, в пятницу, вместе с актерами вновь пришел в подвал с черного входа – оба других забаррикадированы. За минувшую ночь рабочие Центра молодежной поэзии, незаконно продолжая ремонтные работы на площади театра, разрушили и некогда уютное фойе. Чтобы сезон начался именно 2 августа, за полторы недели актеры своими силами должны будут восстановить и фойе, и сцену, и зрительный зал.


XS
SM
MD
LG