Ссылки для упрощенного доступа

Названия партий власти разные, а власть одна и та же (Ростов-на-Дону)




Установить памятник одному из бывших первых секретарей обкома КПСС? Сегодня? Вы скажите, что это не возможно? Но, тем не менее, в Ростове это уже почти свершившийся факт. Городская межведомственная комиссия по наименованиям общественно значимых мест и установке памятных знаков согласовала установку памятника Ивану Бондаренко, исполнявшему с 1966 по 1984 годы обязанности первого секретаря Ростовского обкома.
«Принимая это решение, члены комиссии учитывали тот факт, что Иван Бондаренко внес неоценимый личный вклад в социально-экономическое развитие донской столицы», – поясняют в управлении по информационной политике администрации города Ростова-на-Дону. Памятник изготовят и установят на средства одной из местных компаний, подконтрольных депутату Государственной думы от партии «Единая Россия» Ивану Саввиди.
К этому известию горожане отнеслись по-разному: во-первых – с чего бы это, а во-вторых – за что? Говорит ростовчанин Александр Пестряков:

Александр Пестряков:
«Ну, да, был такой секретарь обкома, будем считать, что сделал многое для области. Но в то же время, во время его «правления» - в те годы – жилось не так чтобы и хорошо, не было того, сего… За какими-то вещами, я помню, были большие очереди. За другим – за колбасой, например, ездили на Украину. Там почему-то все было. Но даже дело не в этом. Зачем создавать прецедент и ставить памятник секретарю обкома? Ну, тогда нужно ставить памятник Владимиру Чубу, он примерно столько же руководил нашей областью, и тоже были и успехи, и недостатки. Ну, не знаю… А где тогда памятник Байкову, который для города столько сделал? Нет такого памятника. Абсолютно не нужная затея, ну, не нужная эта затея…».

Олег Бакунин: Но не мало и тех, кто полностью поддерживает идею единороссов. Например, однофамилица бывшего партийного функционера Мария Бондаренко:

Мария Бондаренко: «Уверена, что к установке памятника Ивану Афанасьевичу Бондаренко многие жители – как и я лично – особенно старшее поколение, отнесутся положительно. Это были лучшие годы в социально-экономическом развитии области, если проанализировать. А что сейчас?»

Олег Бакунин: Комментируя точку зрения сторонников установки памятника одному из видных региональных деятелей эпохи «развитого социализма», эксперт общественного Центра массовых коммуникаций «Рубеж» Наталия Романенко отмечает:

Наталия Романенко: «Всё более частое обращение взоров в прошлое свидетельствует лишь о том, насколько «не верной дорогой» идут нынешние власти. Ведь, по большому счёту, с тех пор мало что изменилось - если отбросить внешнюю атрибутику. Кому-то стало жить хуже, а кому-то лучше, но общей массы людей это не коснулось. Люди как жили плохо, так и сейчас не видят достатка. Вот вам и итог: народ не видит большой разницы между вчерашним днем, когда были деньги, но не было товаров, и днем сегодняшним, когда товары – в избытке, но они - не по карману очень и очень многим людям. Понимаете, память человеческая – вещь достаточно избирательная, наверное, поэтому всё чаще и чаще на ум приходят те времена, «когда мы были молодыми». В прямом сравнении с днями нынешними они многим кажутся не такими уж и плохими. А кому-то – даже хорошими».

Олег Бакунин: В июне прошлого года на фасаде здания, расположенного на пересечении улицы Пушкинской и проспекта имени Чехова, где долгое время жил Иван Бондаренко, была установлена мемориальная доска. Спустя год – новый шаг по увековечиванию памяти видного коммуниста. Причем делается это не по воле большинства жителей, а по желанию людей, принадлежащих к власти нынешней. Ситуацию комментирует обозреватель областной газеты «Наше время» Владимир Кобякин:

Владимир Кобякин: «Значит, в советской истории Дона были два человека, которых здесь хорошо запомнили. Первым был Патоличев – после долговременный министр внешней торговли СССР, и вторым был Иван Бондаренко. Бондаренко пробыл значительно дольше Патоличева, срок его сопоставим со сроком Брежнева, и он, безусловно, оставил свой след в истории Дона. Можно по разному, конечно, характеризовать период его правления, это была и бескормица, когда центр выжимал из Ростовской области все, что можно. Были и громкие судебные процессы андроповских и черненковских лет, но не понаслышке знаю, что Иван Афанасьевич пользовался глубоким уважением многих людей. С ним здоровались на улицах, не было никаких хулиганских выходок в его отношении – ну, пристать к гуляющему старику. Но здесь есть одна пикантная особенность. Иван Бондаренко был коммунистом, и я думаю, что убежденным коммунистом, достаточно идейным. А памятник ему ставит вроде бы буржуазная партия – «Единая Россия». Но все мы вышли из одной кэпээсэсовской шинели, и партия власти тут ставит памятник партии власти. Партия власти нынешняя – партии власти прошлой. Как это там было написано на памятнике Петру Первому, который ставил Павел? «Прадеду - правнук». Вот здесь – то же самое…».

Олег Бакунин: Стоит еще, наверное, сказать и о том, что автором памятника бывшему секретарю обкома КПСС является известный ростовский скульптор, заслуженный художник России Анатолий Скнарин, в числе работ которого, например, монументы «Тачанка» на южном въезде в областной центр, и участникам Ростовской стачки 1902 года.
Говоря об Анатолии Скнарине, в Ростове часто добавляют: «Наш Церетели».
XS
SM
MD
LG