Хоккейная победа в Швейцарии вызвала ночные гуляния молодежи в крупных российских городах и оживленную переписку в Интернете и блогосфере. Тон многих комментариев – откровенно агрессивный: спортивная победа рассматривается в постах как торжество России вообще и подтверждение превосходства России над странами Запада.
О роли спорта в массовом сознании и воспитании патриотизма рассуждает социолог Борис Дубин.
- Очевидно, что в данном случае речь идет не о самом спорте, а о его потреблении, о его социальном и даже больше того - политическом использовании. Не то, чтобы кто-то манипулирует умами тех, кто пишет в блогосфере. Политика сегодня в России устроена так, что ее почти не видно, если не брать ритуалов, которые нам показывают по телевизору. А так она вроде бы рассеяна всюду, в том числе в поведении людей на спортивных состязаниях или национальных праздниках. Там выражаются их политические установки и политические взгляды.
А для большинства россиян сегодня стоит очень острая и, видимо, не решаемая (по крайней мере, в краткие сроки) проблема. Кто умнее, что мы означаем, где мы находимся на общей карте? Ставится эта проблема, конечно, прежде всего, в агрессивных тонах и в технологии противопоставления: "мы – они". Кто упоминается в блогах? "Душевно убогие европейцы" - вот кого мы победили. А мы как бы и душой широки, и телом крепки. Это имеет чрезвычайно косвенное отношение к самой победе как таковой и к спорту.
- Почему тон задает молодежь?
- Во-первых, спорт ориентируется на молодежь, представляет молодежь, вовлекает молодежь. С другой стороны, видимо, именно молодежи чем дальше, тем больше, в нынешних российских условиях многого не хватает, она испытывает дефицит символов коллективного успеха и коллективного признания. В "Живом журнале" мелькают на этот счет слова насчет того, что маловато было у нас побед, и вот, слава Богу, наконец, пошли победы на хоккейных полях. Здесь молодежь - интересант спорта, тот слой, который выражает наиболее острые дефицитные проблемы сегодняшнего российского общества. И, наконец, в силу просто молодежной витальности она выражает точку зрения максимальной агрессии.
- Лидер российской команды Илья Ковальчук и старший тренер Вячеслав Быков после победы говорили о том, что им хочется принести в дома россиян радость, причем оба связали это с финансово-экономическим кризисом. Якобы проблемы отойдут на второй план, спортивной победе порадуешься - и станет, скажем так, стол богаче,. Такая функция замещения характерна для массового сознания?
- Она характерна для сознания людей, живущих в ситуации дефицита. Дефицит в данном случае не просто нехватка денег или каких-то товаров. Дефицит - этот преимущественно смысловой: людям недостает богатства связей, богатства представлений, богатства ориентиров, богатства выбора. В этих условиях одно замещается другим постольку, поскольку ресурсов очень мало и черпать получается мало из чего. Вообще, спорт, если говорить о его социальном и политическом употреблении (на что обращали внимание в начале прошлого века и Ортега-и-Гассет, и Николай Бахтин, брат более знаменитого Михаила Бахтина) чем еще сильно действует? Он предельно упрощает реальность. Он именно потому вовлекает в такие сильные эмоции, потому что мир в нем очень упрощен. Мы - они, гол нам, гол им, кто стоит на первой ступеньке, кто стоит на третьей, кто вообще нигде не стоит. И вот эта притягательность простого в условиях дефицита тоже оказывается очень мощным координатором для рассеянного массового сознания. В России сегодня символа сплочения действительно не достает, а тоска по нему, в том числе ностальгическая, в общем, велика.
- Через неделю Россию ждет еще одна кампания ажиотажа, поскольку пройдет финал конкурса Евровидения, да еще и в Москве. Будет такой тоже песенный спор: кто победит, кто проиграет. Получается, что патриотизм в российских условиях выступает как некий способ лечения фрустраций, в том числе общественных и общественно-политических. Это характерно только для России или это общемировая тенденция?
- Спортивное фанатство и стремление увидеть за спортом противостояние двух миров, двух систем ("нашей" и "не нашей"), компенсировать многие дефициты, которые в реальном обществе сегодня есть, - вещь более или менее распространенная для новейшего времени. Тут всегда важно, в каких условиях это возникает и реализуется, и с какими другими символами соединяется. Если главным становится стремление утереть нос и показать, кто мы такие, то к этому подтягиваются и победы на спортивных полях, и победы на эстрадных сценах. Массовому сознанию, особенно при отсутствии какой-то действительно специализированной работы по его прояснению, все равно, вообще говоря, из чего делать такие символы противостояния. Тут любой материал пойдет в дело.
- Целенаправленная работа элит по формированию или прояснению массового общественного сознания в России ведется или нет?
- Я бы сказал, крайне слабо. Внутренняя консолидация с элитами, место в обществе, признанность интеллектуальных возможностей людей - дело с этим обстоит неважно. Общая обстановка последних семи, восьми, десяти лет - не очень хорошая почва для интеллектуальной работы, самокритики, прояснения собственных предрассудков. Скорее, наоборот, последние восемь-десять лет были временем довольно сильной мифологизации массового сознания и ритуализации политики, она все больше и больше сама начинала напоминать что-то вроде спортивной игры или какого-то другого похожего на нее ритуала.
Задача воспитания патриотизма и всего прочего в таком масштабе и контексте, вообще говоря, отсылает к довольно давним временам и представлениям. Во всех обществах нового времени любят спорт, но все-таки особое значение он почему-то начинает приобретать тогда, когда встает задача сплочения всей нации вокруг вождя и вокруг противостояния всяким "другим". Мы помним, что так было в Германии, в Италии в первой трети прошлого века. Разумеется, не везде так. Но важно, с чем это соединяется в каждой отдельной стране. В Британии культ спорта не соединился с подъемом фашизма, а в Италии, Испании и Германии соединился. Все-таки задачи такого коллективного сплочения и построения чего-то вроде национального государства, тем более такого триумфального построения - все-таки это задачи позавчерашнего дня. В Европе сегодня, да и во всем мире контекст совершенно другой.
Кстати, и общий кризис вносит совершенно другой контекст в это дело. Контекст, конечно, глобальный, контекст взаимных зависимостей всех ото всех. В этом смысле опять задача самоизоляции, построения "острова Россия", который всем машет кулаком и хочет показать, какой он сильный, - все-таки это позавчерашний день, как бы современно и даже актуально это ни выглядело для более молодых участников социальной жизни.
О роли спорта в массовом сознании и воспитании патриотизма рассуждает социолог Борис Дубин.
- Очевидно, что в данном случае речь идет не о самом спорте, а о его потреблении, о его социальном и даже больше того - политическом использовании. Не то, чтобы кто-то манипулирует умами тех, кто пишет в блогосфере. Политика сегодня в России устроена так, что ее почти не видно, если не брать ритуалов, которые нам показывают по телевизору. А так она вроде бы рассеяна всюду, в том числе в поведении людей на спортивных состязаниях или национальных праздниках. Там выражаются их политические установки и политические взгляды.
А для большинства россиян сегодня стоит очень острая и, видимо, не решаемая (по крайней мере, в краткие сроки) проблема. Кто умнее, что мы означаем, где мы находимся на общей карте? Ставится эта проблема, конечно, прежде всего, в агрессивных тонах и в технологии противопоставления: "мы – они". Кто упоминается в блогах? "Душевно убогие европейцы" - вот кого мы победили. А мы как бы и душой широки, и телом крепки. Это имеет чрезвычайно косвенное отношение к самой победе как таковой и к спорту.
- Почему тон задает молодежь?
- Во-первых, спорт ориентируется на молодежь, представляет молодежь, вовлекает молодежь. С другой стороны, видимо, именно молодежи чем дальше, тем больше, в нынешних российских условиях многого не хватает, она испытывает дефицит символов коллективного успеха и коллективного признания. В "Живом журнале" мелькают на этот счет слова насчет того, что маловато было у нас побед, и вот, слава Богу, наконец, пошли победы на хоккейных полях. Здесь молодежь - интересант спорта, тот слой, который выражает наиболее острые дефицитные проблемы сегодняшнего российского общества. И, наконец, в силу просто молодежной витальности она выражает точку зрения максимальной агрессии.
- Лидер российской команды Илья Ковальчук и старший тренер Вячеслав Быков после победы говорили о том, что им хочется принести в дома россиян радость, причем оба связали это с финансово-экономическим кризисом. Якобы проблемы отойдут на второй план, спортивной победе порадуешься - и станет, скажем так, стол богаче,. Такая функция замещения характерна для массового сознания?
Задача самоизоляции, построения "острова Россия", который всем машет кулаком и хочет показать, какой он сильный, - все-таки это позавчерашний день
- Она характерна для сознания людей, живущих в ситуации дефицита. Дефицит в данном случае не просто нехватка денег или каких-то товаров. Дефицит - этот преимущественно смысловой: людям недостает богатства связей, богатства представлений, богатства ориентиров, богатства выбора. В этих условиях одно замещается другим постольку, поскольку ресурсов очень мало и черпать получается мало из чего. Вообще, спорт, если говорить о его социальном и политическом употреблении (на что обращали внимание в начале прошлого века и Ортега-и-Гассет, и Николай Бахтин, брат более знаменитого Михаила Бахтина) чем еще сильно действует? Он предельно упрощает реальность. Он именно потому вовлекает в такие сильные эмоции, потому что мир в нем очень упрощен. Мы - они, гол нам, гол им, кто стоит на первой ступеньке, кто стоит на третьей, кто вообще нигде не стоит. И вот эта притягательность простого в условиях дефицита тоже оказывается очень мощным координатором для рассеянного массового сознания. В России сегодня символа сплочения действительно не достает, а тоска по нему, в том числе ностальгическая, в общем, велика.
- Через неделю Россию ждет еще одна кампания ажиотажа, поскольку пройдет финал конкурса Евровидения, да еще и в Москве. Будет такой тоже песенный спор: кто победит, кто проиграет. Получается, что патриотизм в российских условиях выступает как некий способ лечения фрустраций, в том числе общественных и общественно-политических. Это характерно только для России или это общемировая тенденция?
- Спортивное фанатство и стремление увидеть за спортом противостояние двух миров, двух систем ("нашей" и "не нашей"), компенсировать многие дефициты, которые в реальном обществе сегодня есть, - вещь более или менее распространенная для новейшего времени. Тут всегда важно, в каких условиях это возникает и реализуется, и с какими другими символами соединяется. Если главным становится стремление утереть нос и показать, кто мы такие, то к этому подтягиваются и победы на спортивных полях, и победы на эстрадных сценах. Массовому сознанию, особенно при отсутствии какой-то действительно специализированной работы по его прояснению, все равно, вообще говоря, из чего делать такие символы противостояния. Тут любой материал пойдет в дело.
- Целенаправленная работа элит по формированию или прояснению массового общественного сознания в России ведется или нет?
- Я бы сказал, крайне слабо. Внутренняя консолидация с элитами, место в обществе, признанность интеллектуальных возможностей людей - дело с этим обстоит неважно. Общая обстановка последних семи, восьми, десяти лет - не очень хорошая почва для интеллектуальной работы, самокритики, прояснения собственных предрассудков. Скорее, наоборот, последние восемь-десять лет были временем довольно сильной мифологизации массового сознания и ритуализации политики, она все больше и больше сама начинала напоминать что-то вроде спортивной игры или какого-то другого похожего на нее ритуала.
Задача воспитания патриотизма и всего прочего в таком масштабе и контексте, вообще говоря, отсылает к довольно давним временам и представлениям. Во всех обществах нового времени любят спорт, но все-таки особое значение он почему-то начинает приобретать тогда, когда встает задача сплочения всей нации вокруг вождя и вокруг противостояния всяким "другим". Мы помним, что так было в Германии, в Италии в первой трети прошлого века. Разумеется, не везде так. Но важно, с чем это соединяется в каждой отдельной стране. В Британии культ спорта не соединился с подъемом фашизма, а в Италии, Испании и Германии соединился. Все-таки задачи такого коллективного сплочения и построения чего-то вроде национального государства, тем более такого триумфального построения - все-таки это задачи позавчерашнего дня. В Европе сегодня, да и во всем мире контекст совершенно другой.
Кстати, и общий кризис вносит совершенно другой контекст в это дело. Контекст, конечно, глобальный, контекст взаимных зависимостей всех ото всех. В этом смысле опять задача самоизоляции, построения "острова Россия", который всем машет кулаком и хочет показать, какой он сильный, - все-таки это позавчерашний день, как бы современно и даже актуально это ни выглядело для более молодых участников социальной жизни.