Ссылки для упрощенного доступа

Грузия: не договорились


Леван Гачечиладзе, Каха Шартава и Ираклий Аласания результатами встречи не удовлетворены
Леван Гачечиладзе, Каха Шартава и Ираклий Аласания результатами встречи не удовлетворены
В Тбилиси завершилась встреча президента Михаила Саакашвили с представителями оппозиции. В ней участвовали руководитель Национального форума Каха Шартава, экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, бывший посол Грузии при ООН Ираклий Аласания и экс-кандидат в президенты Леван Гачечиладзе.

Переговоры завершились ничем. Лидеры оппозиции вышли к журналистам с явно подавленными лицами. Бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе заявил, что взгляды президента и оппозиционных лидеров как на ситуацию в стране, так и на пути выхода из кризиса "кардинальным образом отличаются". Примерно такое же заявление сделали и другие оппозиционные лидеры. Леван Гачечиладзе при этом еще уточнил: "Саакашвили считает, что все в стране сейчас хорошо, а мы считаем, что все в стране плохо".

Ираклий Аласания, руководитель альянса "Во имя Грузии", выразился несколько мягче и осторожнее. Он сказал, что с президентом состоялся обмен мнениями, уточнили некоторые детали; но и Аласания подтвердил, что никаких конкретных итогов пока нет. Бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили сказала, что договориться не удалось. Каха Шартава, руководитель Национального форума, был более конкретен. Он сказал, что президент все-таки предложил свой план выхода из кризиса. Но оппозиционеры, которые присутствовали на переговорах, не имеют мандата сразу ответить президенту: они посоветуются с другими оппозиционными лидерами, выступят на митинге на проспекте Руставели - и только после всего этого конкретизируют свою позицию.

По данным Радио Свобода, президент предложил оппозиции включиться в работу по разработке новой конституции для перехода с президентской формы правления на парламентскую. Это предложение приемлемо не для всех оппозиционеров. Например, бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе имеет свои виды на президентство и хочет стать президентом. А если Грузия перейдет на парламентскую модель, то, по мнению лидеров радикальной оппозиции, президент Саакашвили получит возможность продлить свое политическое существование, став в рамках новой модели премьер-министром.

Суть новых предложений президента состоит в переходе на парламентскую модель правления, выработке нового избирательного кодекса и совместной борьбе за деокуппацию страны. Эту информацию в интервью Радио Свобода подтвердил один из лидеров правящей партии "Единое национальное движение", вице-спикер парламента Михаил Мачавариани:

- Это создание комиссии, которая написала бы новую конституцию, где повышается роль парламента и уменьшается роль президента, избирательный кодекс, который бы гарантировал то, что никогда в Грузии не было бы под вопросом, кто выиграл выборы, а кто проиграл. Были предложения по экономической реформе, потому что экономический кризис касается не только Грузии, но и всего мира. Были предложения по безопасности после российской агрессии, поскольку танки стоят от Тбилиси в 40 километрах, и все политические силы должны знать, что Россия заинтересована в нагнетании ситуации. Так что у нас были свои предложения, и мы хотели услышать предложения оппозиции. У нас был настрой договориться.

Однако вряд ли предложения президента устроят оппозицию. Об итогах первого раунда переговоров рассказал с республиканец Давид Бердзенишвили:

- Речь идет о досрочных президентских и парламентских выборах. Речь идет о датах, а не о конституционном моменте. До тех пор, пока власти не скажут, что будут досрочные выборы, естественно, никакого решения кризиса не будет.

Тем временем президент, по всей видимости, продолжил игру на определенных противоречиях не только внутри радикальной оппозиции, но между оппозицией внепарламентской и парламентской. В данный момент Саакашвили проводит встречу уже с христианскими демократами - оппозиционной партией, представленной в парламенте. До начала этих переговоров журналисты спросили у лидера этой партии Левана Вепхвадзе: "Вы не опасаетесь того, что президент, используя переход на новую модель правления, станет премьер-министром где-то к 2012-2014 году?" Леван Вепхвадзе ответил так: "Нынешняя модель конституции не запрещает президенту стать премьер-министру. Например, ведь Владимир Путин не менял конституцию России, но он стал премьер-министром".

Вечером, выступив на многотысячном митинге в центре Тбилиси, лидеры оппозиции заявили, что намерены продолжить борьбу. Акции протеста будут продолжаться и примут еще более острые и радикальные формы, до тех пор, пока президент не назначит дату новых президентских и парламентских выборов.
XS
SM
MD
LG