Ссылки для упрощенного доступа

Мировое сообщество обсуждает ситуацию в Пакистане


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Александр Гостев: В долине Сват в Пакистане у афганской границы продолжается операция пакистанской армии против талибов. Министр внутренних дел Пакистана заявил, что за последние четыре дня были убиты около 700 боевиков. Независимого подтверждения этих данных нет. Район боев покидают мирные жители. По данным ООН, в лагерях и центрах для беженцев зарегистрировались уже более 350 тысяч человек.
Ситуацию в Пакистане по просьбе Радио Свобода прокомментировал британский политолог, автор книги "Аль-Каида": подлинная история радикального ислама" Джейсон Берк.

Наталья Голицына: Пакистанский премьер-министр заявил, что Пакистан сейчас борется с "Талибаном" за сохранение страны. Действительно ли ситуация столь серьезна?

Джейсон Берк: О Пакистане постоянно говорят, что он находится на пороге социального взрыва и что он борется за свое существование. Ситуация там действительно крайне серьезна. Происходит крупнейшее столкновение с вооруженными отрядами радикальных исламистов, базирующихся вдоль границы с Афганистаном, - крупнейшее в пакистанской истории. Но угрожает ли оно самому существованию Пакистана? Думаю, что нет. Конечно, боевые действия против боевиков "Талибана" в долине Сват серьезно затрагивают суверенитет Пакистана. Подавляющая часть его населения, считающая себя мусульманами и националистами, дистанцируется от исламистских экстремистов, с которыми сейчас ведется вооруженная борьба. Находится ли Пакистан сейчас на грани социального взрыва? Не думаю. Испытывает сейчас Пакистан серьезные трудности? Да, испытывает.

Наталья Голицына: Как вы полагаете, хватит ли у пакистанского руководства политической воли покончить на этот раз с "Талибаном"?

Джейсон Берк: Если мы говорим о гражданском пакистанском правительстве Юсуфа Разы Гилани, то ответ будет положительным. Если же мы имеем в виду пакистанскую службу безопасности и часть армейского руководства, то исламистские радикалы им полезны в их стратегических целях, в частности, в борьбе с Индией. И хотя они пытаются использовать исламистский экстремизм в этих целях, это не означает, что они намерены проводить в отношении него политику всетерпимости. Пакистан намерен вести решительную борьбу не только с международным терроризмом в лице "Аль-Каиды", но и с местными радикалами – с "Талибаном" и другими экстремистскими группировками и одновременно использовать их, в частности, в Кашмире. Чего мы не наблюдаем в Пакистане, так это твердого и безоговорочного намерения пакистанского руководства навсегда покончить с исламским радикализмом в любой его форме. Возможно, это намерение и появится, однако пока оно незаметно.

Наталья Голицына: Западные спецслужбы полагают, что в Пакистане скрывается бин Ладен. Входят ли его поиски в планы пакистанского руководства, пытающегося захватить контролируемую "Талибаном" территорию?

Джейсон Берк: Насколько известно, Усама бин Ладен и несколько десятков высокопоставленных руководителей "Аль-Каиды" скрываются в районе, который контролируется пакистанскими племенами, он расположен вдоль границы с Афганистаном. Власть пакистанских государственных структур там ограничена. Это довольно дикий район, где доминирует племенной закон и где в последнее время введен закон шариата. Там восстановлена та социальная организация, которую в 90-е годы "Талибан" создал в Афганистане, и которая была разрушена после 2001 года. Именно там в основном и ведется охота на бин Ладена.

Наталья Голицына: Можно ли сказать, что в Пакистане сейчас решается судьба крупнейшего очага международного терроризма?

Джейсон Берк: Бесспорно, что с утратой базы в Пакистане международный исламистский экстремизм потерпит сокрушительное стратегическое поражение. От 70 до 80 процентов исламистских заговоров в Великобритании планируются в Пакистане. Видео- и аудиоматериалы "Аль-Каиды", играющие ключевую роль в ее пропаганде, производятся там же. Пакистан остается убежищем не только для "Аль-Каиды", но и для действующего в Афганистане "Талибана". Международный исламистский экстремизм – это широкое, неоднородное и сложное движение, способное восстановиться даже после столь серьезного поражения.

Наталья Голицына: Говорил британский эксперт по радикальному исламу, политолог Джейсон Берк.
XS
SM
MD
LG