Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Белый Дом в поисках кандидата в члены Верховного суда


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: Во вторник пять жителей Майами были признаны виновными в подготовке взрывов самого высокого здания США - небоскреба "Сирс" в Чикаго и нескольких зданий в Майами. Среди них - управление ФБР, суд и синагога. Главе группы грозит до семидесяти лет тюрьмы, его сообщникам - до тридцати. Это было одно из самых заметных дел, расследовавшихся во время президентства Джорджа Буша. Оно подавалось как доказательство активной деятельности антитеррористических служб. Между тем, прокуратура смогла добиться обвинительного приговора лишь после третьего захода. Во время первых двух процессов присяжные не смогли прийти к единодушному выводу о виновности подсудимых. Несмотря на то, что информатор записал на видеопленку клятву пятерки на верность Усаме бин Ладену, несмотря на то, что у подсудимых были найдены фотографии потенциальных объектов атак, их адвокаты настаивали, что никаких реальных планов терактов не существовало. Вся история была сфабрикована информатором ФБР, который предложил пятерке пятьдесят тысяч долларов, а те пошли на ритуальные клятвы в надежде получить эти деньги. Однако, в конце концов, присяжные отвергли такую версию.
Очевидная неподготовленность пилотов к полету в экстремальных условиях стала причиной крушения пассажирского самолета и гибели сорока девяти человек. Ровно через три месяца после авиакатастрофы, которая произошла в Буфалло при заходе на посадку небольшого самолета авиакомпании "Конитнентал", федеральное агентство по безопасности полетов обнародовало расшифровку переговоров пилотов, которые, по словам экспертов, практически однозначно указывают на причины падения самолета. В течение полета пилоты не обращали внимание на обледенение крыльев, и когда в начале снижения приборы указали на эту проблему, капитан не осознал опасность, а первый пилот призналась, что она никогда не летала в таких условиях. Через несколько секунд при дальнейшем снижении, когда в кабинете раздались пронзительные звуки аварийных приборов, пилота запаниковали, капитан добавил скорости, попытался резко набрать высоту, на что машина отреагировала срывом в штопор. Перевернувшись несколько раз по спирали в воздухе, она через несколько секунд вонзилась в землю. Эту катастрофу, говорят эксперты, можно было предотвратить.
Президент Обама начал заключительный отбор кандидатов на должность члена Верховного суда взамен уходящего в июне на пенсию Дэвида Саутера. По традиции, назначение члена высшего суда страны считается одной из важнейших акций президента. Верховный суд в последние десятилетия превращается во все более заметную ветвь власти в стране. И президенту наверняка придется считаться и с юридическими, и с политическими, и с социальными, и с философскими соображениями во время выдвижения кандидата на этот пост. Рассказывает Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Возможность назначить члена Верховного суда выпадает президентам крайне редко. При этом последствия такого назначения, как ни парадоксально, могут во многом определить политическое наследие президента. Поэтому Барак Обама еще до вступления в должность президента, предвидя необходимость заполнения вакансий в Верховном суде, сам составил и передал своим советникам список наиболее вероятных кандидатур. Чаще всего среди них упоминаются три женщины, которые уже прошли одобрение в Сенате. Это члены Федерального апелляционного суда - Сония Сотомэйор и Дайэн Вуд, а также нынешний заместитель министра юстиции Елена Кэйган.
Большинство наблюдателей ожидают, что консервативные республиканцы будут сопротивляться любой кандидатуре в члены Верховного суда, представленной Обамой. Однако в современной истории такие кандидатуры еще ни разу не были забаллотированы, если партия президента контролирует Сенат, как это происходит сейчас.
Многие либеральные правоведы полагают, что среди новых лиц в Верховном суде президент захочет видеть человека, который был бы способен ясно формулировать общую либеральную философию, дающую отпор взглядам таких твердых консерваторов. Говорит профессор права Университета Калифорнии в Беркли Мария Эчавесте:

Мария Эчавесте: Прежде всего, президент будет искать среди тех, кто по-настоящему окажется способен в течение многих лет дискутировать с консерваторами Скалией и Робертсом, кто благодаря интеллекту, силе убеждения потенциально сможет склонять на свою сторону других членов Верховного суда, заставит этот орган двигаться в ином направлении, так, чтобы его решения принимались не перевесом всего в один голос, как до сих пор.

Аллан Давыдов: Другие наблюдатели считают, что Обама предложит кандидатуру скорее центристского толка. Говорит профессор права Университета Чикаго Дэвид Страусс.

Дэвид Страусс: Следует помнить, что президент не принадлежит к поколению юристов - борцов за гражданские права, которые всегда непременно ищут защиты в судах. Он был общественным организатором, политиком. Людям с такой подготовкой свойственно рассматривать суды как вспомогательный элемент, а не как одну из доминирующих сил в обществе. Можно предположить, что наибольший приоритет в выборе члена Верховного суда Обама отдаст тому, кто понимает, что перемены в обществе главным образом должны осуществляться через политическую деятельность.

Аллан Давыдов: В ходе текущего президентского срока Барака Обамы весьма высока вероятность ухода из Верховного суда еще двух его ветеранов - 89-летнего Джона Стивенса и 76-летней Рут Гинзбург. У обоих - репутация либеральных толкователей Конституции США.
XS
SM
MD
LG