Ссылки для упрощенного доступа

Полпреды набирают силу


Наряду с совещанием по проблемам региона, отдельным пунктом в программе визита президента (в центре) вотчину Никиты Белых (справа) фигурировало посещение Вятского фанерного комбината
Наряду с совещанием по проблемам региона, отдельным пунктом в программе визита президента (в центре) вотчину Никиты Белых (справа) фигурировало посещение Вятского фанерного комбината

Дмитрий Медведев посетил в четверг Приволжский федеральный округ и провел в Кирове совещание по вопросам социально-экономического развития региона. Политику Кремля в отношении провинции в эфире Радио Свобода комментируют эксперты по региональной политике Наталья Зубаревич и Александр Кынев.


Молодой президент едет к молодому губернатору (а Кировскую область, как известно, с недавних пор возглавляет бывший лидер Союза правых сил Никита Белых) проводить региональное совещание. От всего этого, по идее, должно веять реформой в отношениях центра и регионов. Тем не менее, специалисты отмечают, что региональная политика Дмитрия Медведева отличается от предельно централизованной региональной политики Владимира Путина лишь в мелких деталях. Возможно, центр при Медведеве стал чуть внимательнее прислушиваться к мнению провинции, полагает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев:


— Основные тенденции примерно те же самые. То есть это стремление рассматривать регионы в первую очередь в роли проводников политики федерального центра, не имеющих значимой собственной политической воли. Но — пытаясь все-таки при этом учитывать их интересы в большей степени, чем раньше. То есть осторожнее подбирать кандидатов на пост губернатора, более чутко реагировать на возникающие на местах скандалы и конфликты. Символические отставки последнего года в таких регионах, как Амурская область, Ингушетия, смена главы региона в Карачаево-Черкесии — все это показатель того, что федеральный центр готов идти на ряд уступок там, где он до этого много лет на уступки не шел.


На совещании в Кирове обсуждалась ситуация во всем Приволжском федеральном округе, и у многих наблюдателей сразу возникает вопрос: оправдало ли себя создание округов, и какова сейчас роль полномочных представителей президента в них? Не исключено, что кризис приостановил необратимое, казалось бы, вырождение самого института полпредства, отмечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич:


— Изначально полпреды задумывались для того, чтобы наладить контроль над регионами. В каких-то отношениях это действительно нужно было сделать — в частности, что касается силовых органов. Закончив эту работу, полпреды судорожно искали другую. Но найти не смогли — в середине и второй половине 2000-х их деятельность ограничивалась чисто административной работой: организацией всяких совещаний, проведением вниз указаний федеральных властей, сбором компромата и контролем за регионалами. Это была вырождающаяся структура. Сейчас у них появилась работа. В связи с кризисом они, во-первых, должны собирать бумажки снизу и отправлять их наверх, причем в огромном объеме и очень быстро. И второе — они обязаны вместе с прокурорами играть роль эдакой карающей десницы, не допуская роста безработицы и увольнений. Функционально это силовой надзор, причем абсолютно неправильный с экономической точки зрения: ведь не прокурор с полпредом определяют, кого можно, а кого нельзя увольнять.


Соглашаясь с тем, что на рубеже 2007-2008 годов действительно казалось, что политическая значимость полпредов резко упала и этот институт можно вообще отменять, Александр Кынев констатирует, что в последнее время представители Кремля в округах постепенно выходят на новые роли:


— Можно отметить, к примеру, активную деятельность господина Винниченко, полпреда в Уральском округе, а также назначение — впервые за все время существования данного института! — одного из губернаторов, Виктора Ишаева, полпредом по всему Дальневосточному региону. То есть самый сильный губернатор становится полпредом. То, что сейчас такие решения принимаются, я думаю, свидетельствует о попытках центра нащупать возможный сценарий. Если у Ишаева что-то получится, если Винниченко как полпред сможет добиться на Урале каких-то значимых изменений, это может привести и к изменению института в целом по всей стране.


Что же до самого Приволжского округа, то он, с одной стороны, всегда был краем не слишком пуганых губернаторов и очень самостоятельных президентов - а с другой стороны, он просто не мог не пострадать от экономического кризиса. Правда, ситуация в регионе хуже среднестрановой не по вине губернаторов или полпреда, напоминает Наталья Зубаревич:


— Беда в том, что в структуре экономики Приволжского округа повышена доля машиностроения. Машиностроение наряду с черной металлургией — отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса. Там очень высок процент людей, которые находятся в условиях неполной занятости, всевозможных административных отпусков, неполной рабочей недели и далее по списку, что влечет резкое сокращение заработка, выше и темпы роста безработицы. Не все, но большинство регионов Приволжского федерального округа относятся к проблемной зоне.


Впрочем, с кризисом себя плохо почувствовали даже те округа, где нефть и газ льются рекой. Так что Дмитрию Медведеву, видимо, придется проводить еще не одно окружное совещание — о чем он и объявил сегодня в Кирове.

XS
SM
MD
LG