Ссылки для упрощенного доступа

Роберт Воскеричян: "Все, что было запланировано построить к Олимпиаде, будет построено"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие эксперт в области спортивной экономики Роберт Воскеричян.
Кирилл Кобрин: Не всем жителям Сочи кажется, что подготовка к Олимпиаде идет правильно. Сегодня при попытке провести акцию протеста задержаны два активиста оппозиционного движения "Солидарность" в этом южном российском городе. Они пытались провести одиночные пикеты, протестуя против методов подготовки города к Олимпийским играм. По словам пресс-секретаря движения "Солидарность" Ольги Шориной, милиция задержала и некоторых других представителей движения, которые не принимали участия в пикетах, в частности, Александра Глушенкова, адвоката, сопредседателя движения Бориса Немцова. Известно, что недовольство жителей города вызывает то, каким образом переселяются из Имеретинской долины и как им будут выплачиваться компенсации. Что же касается графика подготовки олимпийских объектов в Сочи и о того, зачем эксперты МОК приехали в Сочи, я беседовал с экспертом в области спортивной экономики Робертом Воскеричяном.

Роберт Воскеричян: Речь идет о том, насколько работы по созданию инфраструктуры отвечают тем планам, которые добровольно взяли на себя власти России и гарантировали Международному олимпийскому комитету. Как такового строительства пока не начиналось за исключением тех объектов, которые частично уже были готовы, например, аэропорт или стадион, которые надо разрушить и построить на этом же старом месте новый стадион. По крайней мере, там уже какие-то основные вещи есть. Пока же любое строительство на стадии проекта и потом то, что строитель называет "выросли из земли", оно незаметно, но по объему значительно больше, чем то, что мы видим уже в готовом виде.

Андрей Шарый: Еще не выросли спортивные сооружения в Сочи, однако бюджет Олимпиады уже несколько раз пересматривался, корректировался в связи с финансовым кризисом и другими обстоятельствами. Понятно ли, на какие деньги Россия будет строить олимпийские объекты?

Роберт Воскеричян: Это было понятно с самого начала, и ничего не менялось за исключением некоторых цифр. Сначала был тренд повышательный, связанный с общим удорожанием стройматериалов, металла и прочего в период до кризиса, естественно. И потом он сменился периодом относительной стабильности. И сейчас есть некоторые признаки снижения сметы по целому ряду объектов. Дмитрий Козак, который отвечает в правительстве за подготовку Сочи к Олимпиаде, несколько месяцев назад объявил о том, что на примерно 5 миллиардов рублей будут сокращены расходы по целому ряду инфраструктурных объектов, и это связано с общим снижением цен на строительные материалы и плюс к этому, как он сам выразился, более строгим подходом к оценке адекватности сметы. Ну, если перевести это на понятный русский язык - будут работать подрядчики, для того, чтобы они не особенно завышали свою маржу, видимо, и пытаются таким образом обуздать коррупцию, которая неизбежно при столь гигантских масштабах строительства.

Андрей Шарый: Часть бюджетной нагрузки Олимпиады несет на себе государство, часть - предлагается участвовать частным корпорациям. У некоторых из них, у тех, кто планировал, насколько известно, участвовать в этом процессе, скажем, группа компаний Олега Дерипаски, есть большие проблемы, связанные с потерями от кризиса. Эта часть бюджета Олимпиады каким-то образом пересматривается, корректируется или пока не понятно, что с ней будет?

Роберт Воскеричян: Есть 12 объектов, которые должны были строить частные инвесторы, там не только Дерипаска, но и такие известные фигуры, как Потанин и некоторые другие. Из этих 12 объектов только четыре имеют твердые гарантии их осуществления усилиями частных инвесторов. Для восьми объектов (это прежде всего объекты сугубо спортивного назначения, вроде дворца для керлинга, хоккейного дворца и так далее) частные инвесторы пока еще не утверждены. То есть частный инвестор при всей его зависимости от государства, я имею в виду большой бизнес в России, тем не менее имеет определенные ограничения по рентабельности проекта, по окупаемости, возврату средств, и поэтому здесь сложно. Но в любом случае на самом высоком уровне было объявлено, что если не удастся решить этот вопрос с частными инвесторами, тогда придется государству брать на себя эти затраты. Не подвергается сомнению сам факт, что все будет построено.

Андрей Шарый: До Олимпиады остается еще много времени, однако пройдет оно быстро. Сейчас как бы вы охарактеризовали состояние развертывания всех этих работ олимпийских?

Роберт Воскеричян: Я могу полагаться только на те данные, которые появляются в различных средствах массовой информации, желательно было бы иметь более четкую информацию от организаций, которые непосредственно занимаются строительством и подготовкой. Но можно сказать, что степень готовности и степень решимости властей осуществить проект по-прежнему высока. В общем-то, могут экономить на очень многих статьях бюджета, в том числе, кстати говоря, и на социальных статьях, но то, что было запланировано построить к Олимпиаде, будет построено. Мне трудно сказать, насколько отстают от графика те или иные объекты, но то, что они будут построены даже не за год до Олимпиады, что считается более чем нормальным, например, китайцы построили все где-то летом 2007 года, и весь мир ахал и охал: как быстро! По целому ряду случаев таких объектов готовность - два года. То есть к 2012 году большинство из них будет построено. И по финансированию нет никаких вопросов, ибо Кудрин, при всей его независимости и прижимистости по остальным вопросам, здесь никакого желания бороться и зажимать средства не демонстрирует.

Андрей Шарый: Один из недавних кандидатов на пост мэра Сочи Борис Немцов выдвигал идею децентрализации Олимпийских игр. Как вы ее оцениваете?

Роберт Воскеричян: Я оцениваю ее с большим скепсисом, потому что Борис Немцов, конечно, яркий, искрометный человек, но не все его предложения, на мой взгляд, можно воспринимать всерьез. Во-первых, есть определенные требования МОК по удаленности объектов Олимпиады. То, что от побережья до Красной поляны 30 или 40 километров, уже вызвало определенные сомнения у комиссии. А если речь идет о том, чтобы часть соревнований проводить в Сочи, в Москве, в Ханты-Мансийске... Звучит это красиво. С точки зрения политической кампании это очень грамотно, а с точки зрения профессиональной - абсолютный нонсенс.

Андрей Шарый: Я помню, что игры московской Олимпиады в 1980 году проводились в разных городах - и в Киеве, и в Минске в футбол играли, и в Таллине был регата. Сейчас требования МОК изменились, да?

Роберт Воскеричян: Требования МОК прежние, тем более по зимним олимпиадам, где все должно быть очень компактно и может быть компактно. Что касается московской Олимпиады, это, в общем, нормально, когда в разных городах страны проводятся групповые соревнования. А что касается регаты, то, естественно, невозможно было в дополнение к тем огромным затратам еще вырыть огромное море под Москвой, это было оговорено, что раз Москва - город не морской, ближайший к Москве город, который может такую регату обеспечить, то есть это был один из балтийских городов... ну, выбрали Таллин. А вот когда возможность провести зимние соревнования, включая горнолыжные, что очень важно, потому что, если бы не было горных лыж, соревнования зимние можно провести в средней полосе России, там в феврале всегда есть снег. Но речь о том, что должны быть горы и соответствующая инфраструктура. Если есть такая возможность, это должно быть в одном городе.

Андрей Шарый: И все-таки, судя по всему некоторые идеи Бориса Немцова о диверсификации использования спортивных объектов в Сочи, по крайней мере, могут быть парадоксальным образом исполнены. Сегодня в ходе ужина с представителями Международного олимпийского комитета в Сочи Владимир Путин, премьер-министр России, заявил о том, что некоторые из пяти ледовых дворцов, которые планируется построить в Имеретинской низменности, могут быть сборно-разборными, а после проведения Зимних Олимпийских игр эти объекты могут быть перенесены в другие регионы Российской Федерации. Есть основания полагать, что некоторые другие планы олимпийского строительства в Сочи будут также скорректированы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG