Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Рекордное падение промышленного производства в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.

Андрей Шароградский: Объемы промышленного производства в России в апреле сократились почти на 17 процентов к уровню апреля прошлого года, что стало максимальным их падением за все время нынешнего кризиса.
Обнародованные данные официальной статистики пока опровергают прогнозы о том, что низшая точка кризиса российской экономикой уже пройдена.

Сергей Сенинский: Падение объемов промышленного производства в апреле составило 16,9 процента. Рекордным до сих пор считалось их сокращение в России в январе - на 16 процентов. В феврале и марте оно составило менее 14 процентов, что давало повод прогнозировать: есть надежда, что больше уже не будет. Какие же новые факторы проявились в апреле, если падение промышленного производства в России вновь нарастает? Из Москвы - заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Алексей Павлов.

Алексей Павлов: Говорить о том, что падение нарастает, я бы не стал. По-видимому, ситуация здесь была примерно такова, всплеск некий в производстве российском, который наблюдался в феврале и марте этого года, он был обусловлен ничем иным, как отложенным спросом. Все стремительно дешевело, еще начиная с прошлого года, и многие предпочитали не закупать продукцию, а подождать, когда ситуация более-менее прояснится и, в общем, март-апрель было то время, когда реализовывался отложенный спрос. В то время, как реальный спрос как был на крайне низком уровне, так и остался и сейчас мы просто к нему возвращаемся. Тем не менее, я не думаю, что падение будет очень глубоким и, видимо, этот уровень, который мы сейчас получаем, он фактически аналогичен уровню январскому. Это, в общем-то, совсем рядом, вблизи дна.

Сергей Сенинский: Только что появились данные и о том, что у банков российских в течение первого квартала года значительно ухудшились показатели их рентабельности - из-за того, что все большие суммы они вынуждены направлять на обязательные резервы для покрытия вероятных убытков по "проблемным" кредитам.
В этих условиях трудно ожидать от них существенного расширения кредитования компаний и предприятий. А если так - дальнейшее падение промышленного производства в стране что, оказывается неминуемым?

Алексей Павлов: Я все-таки не совсем согласен с этой формулой. Потому что, на мой взгляд, инвестиции необходимы в первую очередь для развития производства, для роста, соответственно. А для поддержания, допустим, производства на текущем уровне в какой-то момент можно вообще без инвестиций обойтись. То есть сейчас ситуация как раз к этому движется. То есть, поскольку кредитный рынок уже давно заморожен, ни о какой инвестиционной составляющей в спросе речи сейчас не идет, поэтому мы сейчас медленно, но верно подходим к тому уровню спроса, который, в общем-то, обусловлен всеми факторами, кроме инвестиционного. С этой точки зрения, ситуация может несколько измениться. Во-первых, банки активно проводят реструктуризацию долгов. То есть все-таки в каком-то роде предприятия получают кредиты, хотя бы даже имея возможность пролонгировать те, которые у них уже имеются. Во-вторых, в общем, есть некая надежда, что будет все-таки запущен механизм госгарантий, а также принудительное кредитование, к которому хочет государство вынудить крупнейшие банки, которые будут получать от них деньги по невысокой ставке.

Сергей Сенинский: Заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

Владимир Сальников: До последнего времени сохраняется неопределенность, что же лежит в основе кризиса - сжатие спроса, резкое сжатие рынков или снижение предложения кредитов со стороны банков. И если даже оба фактора действуют, то в какой степени каждый из них. Мне кажется, что точного ответа здесь пока, к сожалению, даже быть не может. Ситуация остается неопределенной. Очевидно, что оба фактора действуют, но какой и в какой степени, сказать сложно. Тем не менее, сюжет на постепенное обострение ситуации с предложением кредитов, он, очевидно, конечно, будет иметь место и, на наш взгляд, хотя пока спрос все-таки был в основе спада, но снижение предложений кредитов может сейчас драматизировать ситуацию.

Сергей Сенинский: На ваш взгляд, в спаде промышленного производства в России сколь значимую роль играли в последние месяцы неплатежи между предприятиями? Хотя, понятно, их объемы пока несопоставимы с теми, которые отмечались в России, например, в середине 90-х...

Владимир Сальников: На наш взгляд, до последнего времени первичными были не неплатежи, а именно резкое сжатие рынков в спаде промышленного производства. Плюс очень резкое еще и возрастание неопределенности. Что будет с рынками, сейчас мало кто вообще может сказать из производителей. Соответственно, очень трудно выстраивать как производственные планы, так и взаимоотношения с поставщиками. Сейчас о серьезных неплатежах пока речи нет, и нам кажется, что все-таки, хотя этот фактор, конечно, нельзя сбрасывать со счетов, эти неплатежи, но до последнего времени все-таки сжатие рынков и очень большая неопределенность с будущей динамикой рынков - вот это было первой причиной резкого спада.

Алексей Павлов: С одной стороны, конечно, первично падение спроса. Но у нас, на мой взгляд, наблюдается падение именно инвестиционного спроса. А падение инвестиционного спроса как раз обусловлено тем, что невозможно привлечь кредитование под инвестиции. Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем, вещи очень взаимосвязанные. Вопрос будет решаться, наверное, одновременно. То есть не может ситуация резко улучшиться, допустим, резко увеличится спрос при наличии замерзшего кредитного рынка, который мы сейчас имеем, точно так же, как не может резко начать работать кредитный рынок, если не будет увеличиваться спрос. Я думаю, что эти вещи сейчас тесно между собой связаны, они, в общем-то, будут постепенно, как рука руку греет, так они будут увеличиваться после того, как мы все-таки на дно опустимся.

Сергей Сенинский: В апреле объемы промышленного производства в России сократились почти на 17 процентов к уровню апреля прошлого года. Это самое крупное пока их падение за все время нынешнего кризиса.
XS
SM
MD
LG