Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Прохладная встреча президента США и премьер-министра Израиля


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: Очевидные противоречия наметились между Соединенными Штатами и Израилем во время встречи в Белом Доме президента Обамы и премьер-министра Нетаньяху. Президент США в необычно решительных тонах призвал главу Израиля объявить о его приверженности идее создания Палестинского государства, но не получил на это прямого ответа. Обама также заявил о том, что США готовы в течение года ждать реакции Ирана на дипломатические инициативы, что не понравилось Израилю. Аллан Давыдов попросил прокомментировать результаты этой встречи Мейрав Вюрмсер, директора Центра ближневосточной политики Гудзоновского института в Вашингтоне.

Мейрав Вюрмсер: На большинство острых вопросов эта встреча не дала ответов. Судя по всему, у сторон есть существенные разногласия. Прежде всего, это касается взглядов на проблему, связанную с иранской ядерной программой. Президент Обама говорил о возможных переговорах с Ираном, в случае неуспеха которых могут последовать некоторые антирианские санкции. Премьер-министр Нетанияху же настаивает на жестких предельных сроках исполнения Ираном требований Запада. Касаясь палестинского вопроса, Обама указал на связь между его решением и решением иранского вопроса, что само по себе интересно. Обама призвал к энергичным действиям в разрешении израильско-палестинского конфликта, но все же признал, что палестинцы прежде должны сами навести порядок на своей территории. Так что, сохранение после переговоров разницы в подходах США и Израиля очевидно - как в акцентах, так и по существу.

Алласн Давыдов: Как вы считаете, грозит ли ослабление взаимного доверия или кризис отношений Соединенных Штатов и Израиля после недавней смены руководства в обеих странах?

Мейрав Вюрмсер: Президент Обама на встрече использовал выражение "особые отношения". Данная формулировка не использовалась Белым Домом в последние годы, и ее возвращение можно рассматривать как очень хороший знак. В то же время надо понимать, что мы подошли к этапу, на котором эти особые отношения должны подтверждаться делом, но никаких ясных заявлений на этот счет со стороны Барака Обамы не прозвучало. Если Иран станет ядерной державой, то Израилю, без преувеличения, грозит уничтожение как стране, сопровождаемое потенциальной гибелью миллионов евреев. Израильтяне не могут беспечно относиться к угрозам уничтожить их. Но Вашингтон предлагает Израилю: "Отбросьте опасения. Мы намерены договариваться с Ираном. Если не сработает - мы наложим на них санкции и справимся с ними". Вряд ли такая позиция приемлема для Израиля.
Пока что я не вижу кризиса отношений между Израилем и США. Но эти переговоры показывают, что серьезнейший кризис назревает. Во многих отношениях встреча Обамы и Нетанияху оправдала мои худшие ожидания. Я не ожидала столь прямолинейного давления на Израиль со стороны Соединенных Штатов.

Аллан Давыдов: Так Мейрав Вюрмсер, директор Центра ближневосточной политики Гудзоновского института в Вашингтоне, прокомментировала первую встречу президента Барака Обамы с новым израильским премьером Беньямином Нетанияху в Белом Доме.
XS
SM
MD
LG