Ссылки для упрощенного доступа

Между табором и фавором


Яков Кротов
Яков Кротов
Есть один-единственный народ, который к православию горячее российского народа (не путать с русским народом!). Цыгане! Даже в самые антирелигиозные годы цыгане кресты носили.

Правда, ношением крестов и ограничивается массовая религиозность россиян и цыган. Сходство же двух народов, к сожалению, этим не ограничивается.

Цыгане, по устоявшемуся мнению, происходят от нескольких сотен индийцев, мужчин и женщин, которые были придворными музыкантами и артистами у одного раджи, да были подарены персидскому шаху. Иногда утверждают, что это был не подарок, а просто во время завоевания Индии ариями раджу убили, а его придворный театр сбежал в те самые места, откуда арии пришли. Но смысл один: это не какой-то народ, подобно древним евреям подвергшийся депортации, а очень специфическая профессиональная группа.

Трагедия социализма – реального, во всяком случае (говорят, есть ещё какой-то нереальный, но я, как человек верующий, имею дело только с реальностями) – в том, что при социализме люди превращаются в цыган, а вся страна, облучённая социализмом, похожа на табор. В центре, конечно, оседлое население – те, кто планирует. Эти похожи на нормальную элиту (только нормальные отвечают за то, что делают, а при социализме никто ни за что не отвечает в принципе). Всё остальное население развлекает начальство байками-отчётами и само развлекается. Ну не работать же – за эти-то деньги, за магазины без продуктов! Страна-театр. Одни изображают работу, другие изображают выплату зарплаты.

Крушение социализма как идеологии не только не положило конец балагану. Балаган обострился. Раньше все играли, но на поверхности была серьёзность – марксизм, ленинизм, КПСС. После 1991 года обнажилась печальная реальность: Россия – превратилась в страну, которая может прожить без народа. Блаженная эпоха, когда мужик кормил двух генералов (поразительно, как точно Щедрин предсказал Путина с Медведевым на воеводстве!). Настала эпоха, когда генералы, коих уже легион, превосходно обходятся без мужика. Пироги, пышки, виллы на Канарах растут на нефтяных вышках, а эти вышки запросто обслужат привезённые из-за границы вахтёры. И поскольку Россия не Саудовская Аравия (ваххабизм не столь разрушителен, как социализм), то генералы вовсе не собираются задарма кормить мужика. Разрешать мужику работать и зарабатывать тоже никто не собирается. Работающий мужик опасен и для советской власти, и для "постсоветской". Единственное, что дозволяется – развлекать начальство.

Ошибочно думать, что телевизионный кабак – для оглупления народа. Начальство развлекается. Правда, начальство – бывший народ, изрядно поглупевший. А много ума не надо – нефть обналичивать и дубинками от своего трона плебс отгонять. Гастарбайтеры хорошо, но для души хочется чего-то на родном языке. Вот здесь и нужен российский народ. Он увеселяет начальство песнями, плясками, ток-шоу, кинофильмами. Конечно, в первую очередь это делают профессионалы, начиная с Михалковых, Задорновых, Петросянов. Но как цыганский хор – лишь верхушка пирамиды, так российская развлекуха нуждается в огромной пирамиде, обеспечивающей её не материально (это – нефть), а культурно. Языком, шутками, атмосферой, настроением, гаданиями… В искусстве гадания по руке начальства россияне преуспели как ни один другой народ.

Вот и складывается российская цивилизация из военно-промышленного комплекса, включая нефтегазовщиков и силовиков, и остального населения, которое развлекает этот комплекс и за это имеет немного денег и относительную безопасность. Могли бы ведь и бритвой по глазам! Вы почитайте хотя бы кодекс о жилье – ведь по нему любой гражданин в любой момент обязан по желанию властей не только убраться из собственного дома, но и оплатить его снос. Это именно цыганщина – ведь и цыгане часто имеют квартиры, могут и пожить в них, но всё-таки отлично знают, что это – призрак, эфемерида. А уж про умение объегорить, объехать на кривой козе, слукавить и т.п. – тут цыгане отдыхают… Коня украсть – пфф! Россияне у родного начальства и протезы бы зубные украли, да у начальства как раз зубы свои, отменно наточенные. А всё остальное – за милую душу. Начальство, правда, отвечает тем же – оно ведь той же крови…

Всё безнадёжно, но жизнь никогда не исчерпывается "всем". Жизнь начинается там, где "всё" заканчивается – а всё заканчивается. Где-то есть, есть гора Фавор, и табор проходит рядом, и каждый может сбежать из табора туда, где надежда, свет, где преображается любая национальность и прощается любой грех – если, конечно, у Бога прощения попросить, а не выцыганивать с намерением продолжать грешить и после прощения.
XS
SM
MD
LG