Ссылки для упрощенного доступа

Тамилы обвиняют правительство Шри-Ланки в геноциде


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Елена Воронцова.

Александр Гостев: Гражданская война на Шри-Ланке, о победе в которой объявили ланкийские власти, продолжалась несколько десятилетий. Чем было вызвано такое ожесточенное сопротивление тамильских сепаратистов? Под какими лозунгами в течение последних недель на парламентской площади в Лондоне тамилы проводили свои демонстрации? В чем суть противоречий между тамилами и составляющими национальное большинство на острове сингалами? В интервью корреспонденту Радио Свобода в Лондоне Елене Воронцовой свое мнение по этому поводу высказал пожелавший не называть свое имя журналист международного тамильского радио "ABC Тамил-медиа".

Елена Воронцова: На чем основаны обвинения в геноциде, которые тамильцы предъявляют правительству Шри-Ланки?

Мхинар: Геноцид - это, как известно, спланированное убийство людей по национальному признаку. Правительство загнало сотни тысяч человек в ограниченное пространство, началась бомбежка. В зону безопасности перестали поступать продукты питания и медикаменты. Официальные лица потребовали от большинства врачей покинуть эту зону безопасности, таким образом, лишив людей в ней медицинской помощи. Кроме того, есть сведения о насильственных абортах и выкидышах, а также о принудительных операциях по удалению матки у тамильских женщин. Мы рассматриваем это, как акт геноцида, намеренную этническую чистку.

Елена Воронцова: Вы, вероятно, принадлежите к тому поколению тамильцев, которые родились, когда война уже шла. Каковы истоки этого конфликта?

Мхинар: Многие на Западе считают, что война в Шри-Ланке идет только четверть столетия. На самом деле этот конфликт длится уже более 60 лет. Как известно из истории, на этой территории были разные королевства до прихода британцев. Уходя, Британия свела все государства в одно и сингалы оказались в этническом большинстве. С того момента начались проблемы. Сингалы считают себя единственными хозяевами на этой земле. Тамильцы серьезно ущемлены в правах по сравнению с ними. В начале сопротивление велось политическими методами, но они не принесли никаких результатов. Революция возникла по законам природы: когда в чем-то есть потребность, то оно возникает само по себе. Начала формироваться армия сопротивления. С тех пор правительство Индии неоднократно выступало в роли посредника-миротворца. Правительства европейских стран, например, Норвегии обращались к нашему правительству. Мирные переговоры, инициированные норвежцами, начались лет пять тому назад, но правительство Шри-Ланки решило остановить их и отказаться от своих обещаний. И с тех пор снова идет война.

Елена Воронцова: У этого конфликта есть религиозная подоплека?

Мхинар: Гражданская война не идет из-за разногласий в религиях. Если вы посмотрите на старые карты, то там видно, что Тамильское королевство было на том месте, где сегодня нас загоняют в ограниченные зоны. Тамильцы хотят свободы и равноправия, чтобы все мы могли жить в мире.

Елена Воронцова: Как различают тамильцев от сингальского большинства?

Мхинар: В первую очередь из-за языка. Сингалы говорят на одном языке, тамильцы на другом, между ними ничего похожего, разная даже письменность. У нас разная культура и большинство сингалов - буддисты, а среди тамильцев - христиане, хинду и небольшой процент мусульман.

Елена Воронцова: В чем задача вашего радио?

Мхинар: Наше радио основано 12 лет назад, в основном, чтобы держать связь между тамильцами во всем мире. На Шри-Ланке существует суровая цензура и люди там, а также тамильцы, разбросанные по всему миру, нуждаются в информации о том, что происходит на их родине. Мы вещаем из Лондона на Шри-Ланку на коротких волнах, так люди слушают нас, чтобы узнать, что происходит в их собственном городе, в ста метрах от них. Мы единственное средство массовой информации, посвященное тамильцам, этой войне и другим нашим вопросам. Наши передачи глушат там практически каждый день. Мы постоянно пытаемся найти выход из этой ситуации. СМИ в Шри-Ланке не могут выражать точку зрения, отличающуюся от позиции правительства. Те, кто осмелятся это сделать там, будет либо убит, либо арестован. Недавно мы потеряли четверых журналистов: трое из них были застрелены неизвестными личностями, еще один погиб во время сражений в эти последние недели. Мы получаем множество писем и звонков, но сейчас множество тамильцев живут в лагерях и зонах безопасности, так что у них может не быть доступа к телефонам или электронной почте. Но мы, кроме всего прочего, ведем службу поиска родственников. Две недели назад, когда 400 тысяч человек были загнаны в так называемую зону безопасности, их родственники из разных стран связывались с нами, чтобы узнать, живы ли их родные, и не ранены ли они. Через наших репортеров на Шри-Ланке и от слушателей во всем мире мы постоянно слышим, как тамильцы просят помощи у международного сообщества. До недавних пор, пока не начались демонстрации протеста на Западе, мы едва ли видели что-то о трагедии нашего народа в западных СМИ. Люди чувствовали, что государства, которые заявляют, что считают своими ценностями гуманизм и права человека, просто оставили их умирать. Они ожидают, что западные державы окажут им помощь, остановят эти ежедневные убийства, изнасилования, остановят геноцид.

Елена Воронцова: Сейчас идет речь о том, что правительство Шри-Ланки будет держать ответ за число жертв среди мирного населения в ходе этой войны.

Мхинар: Да, процесс может начаться через какое-то время. Но дело в том, что у тамильцев нет этого времени, их убивают тысячами, убивают каждый день. Международный арбитраж может занять месяцы, если не годы. Мы очень обеспокоены тем, что у тамильцев нет возможности ждать. Международное сообщество должно вмешаться как можно скорее.

Елена Воронцова: При этом вы понимаете, что вмешательство третьей страны во внутренний конфликт может рассматриваться крайне неоднозначно.

Мхинар: А что произошло в Косово, а в Зимбабве? Если мы видим, что идет геноцид, то свободный мир и Британия, я, как британец, хотел бы видеть, как моя страна делает что-то, помимо обращений с просьбами прекратить войну. Недостаточно просить, нужно потребовать прекратить военные действия. Люди гибнут каждый день. Шри-Ланка получает международную помощь сейчас почти ото всех развитых стран. Можно поставить условие: если мы даем вам деньги, вы должны остановить войну, если мы посылаем продукты и медикаменты, правительство должно допустить и наблюдателей. Сейчас там нет наблюдателей от ООН или других независимых организаций.

Елена Воронцова: Мхинар, радиоведущий и репортер международного тамильского радио "АBC Тамил-медиа".
XS
SM
MD
LG