Ссылки для упрощенного доступа

Молдавские часы


Виталий Портников
Виталий Портников
Молдавские президентские выборы, как и следовало было ожидать, не состоялись. Оппозиционные депутаты просто не пришли в зал заседаний парламента и их отсутствие не позволило коммунистам провести в президенты своего кандидата – премьера Зинаиду Гречаную. До этого голосования многие наблюдатели утверждали, что штрейкбрехер в рядах оппозиции все равно найдется, сейчас говорят, что его найдут к следующему туру голосования. А если не найдут – тогда новые парламентские выборы, новое развитие кризиса, который уже привел к разгрому парламентского здания.

Коммунисты – и это очевидно – не готовы делиться властью ни с кем. И даже если они найдут депутата, готового проголосовать за Гречаную, политических проблем Молдавии это все равно не решит. Ведь главным является демонстративное игнорирование коммунистами не просто оппозиционных политиков, но и их избирателей. А сутью модели парламентской республики является именно умение учитывать интересы различных политических и социальных групп. Но в Молдавии по-прежнему уверены, что победитель должен получить всё и даже больше. И, разумеется, в такой ситуации совершенно неважно, кто кого избирает, проходят ли общенародные или парламентские выборы главы государства.

Противостояние запрограммировано самой логикой политического развития. И уже трудно припомнить, что именно в Молдавии – наряду с Украиной – в 90-е произошел первый в бывшем СССР акт передачи власти от уходящего президента вновь избранному. Казалось, что все будет работать, как швейцарские часы. Но у Молдавии – свой часовой механизм.

На постсоветском пространстве нередко кажется, что стоит стране стать парламентской республикой – и проблемы политического противостояния, авторитаризма, узурпации власти решаются сами собой. Но политическая история Молдавии убеждает, что дело не столько в политической модели, сколько в политической культуре. Страна на самом деле так и не стала настоящей парламентской республикой с репрезентационным президентом, сильным парламентом и правительством. Все вопросы решались исключительно в президентском кабинете. А вот теперь Владимир Воронин, пересев в кресло спикера, готовится именно к парламентской модели управления страной. Вам это ничего не напоминает? Ведь до назначения Владимира Путина премьер-министром России мы и не представляли, сколько конституционных прав у главы правительства…
XS
SM
MD
LG