Ссылки для упрощенного доступа

Почему Александр Лукашенко обиделся на Москву



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.

Дмитрий Волчек: Александр Лукашенко 22 мая посетил свою малую родину – образцово-показательный агрогородок Александрия Могилевской области. С берегов Днепра, где прошло детство первого президента Белоруссии, он обрушился с критикой в адрес восточного соседа, не желающего строить процветающее «союзное государство». Рассказывает Игорь Карней.

Игорь Карней: Оказавшись в родных местах, Александр Лукашенко едва ли не сразу вспомнил о своей интеграционной миссии, которую в России постепенно задвинули на дальний план. Президент Белоруссии безапелляционно заявил: срыв выполнения союзных договоренностей со стороны Москвы ставит под вопрос саму союзную интеграцию: «Вы видите, как действуют наши братья-россияне, -- возмущался белорусский лидер. -- Все, о чем мы договорились, обсудили на высшем государственном совете, все блокируется». Лукашенко отметил, что на предстоящем союзном Совмине 28 мая в Минске намерен обсудить с премьер-министром России Владимиром Путиным эту проблему самым серьезным образом.
Лукашенко уверен, что именно политическая блокада со стороны России «вынуждает» его развивать отношения с Западом: «Нас обвиняют, что мы участвуем в «Восточном партнерстве». «А что нам делать? -- задался риторическим вопросом президент. -- Если мы начинаем блокировать друг друга, и Россия не пускает нас на свой рынок, то кому нужны эти интеграционные процессы?». Впрочем, с себя ответственность Лукашенко снял сразу, заявив, что лично его в этом обвинять не надо:
Александр Лукашенко: «Не я виноват в том, что у нас не движется интеграция, что мы, мол, на Запад развернулись, в «Восточное партнерство» вступили и так далее. А куда нам деваться? Все развалено, все блокируется. Президенты решения принимают, а российское правительство их проваливает. Будем уточнять у премьер-министра России. Вот он запросил встречу со мной и я, встречаясь с ним, тоже задам ему этот вопрос – почему?».
Глава государства призвал белорусов к потребительскому патриотизму во время мирового финансового кризиса. По словам Лукашенко, в рамках мер по защите своих производителей Россия практически запретила покупать импортные товары, в том числе и белорусские, находясь в едином таможенном пространстве: «Понимаете, до чего дошли! – завил Лукашенко. – Абсурд! А они в России говорят, что не абсурд».
Показательно, что критику в адрес российского руководства в эти дни позволяли себе и другие высшие должностные лица Белоруссии. Так, премьер-министр Сергей Сидорский обвинил Россию в невыполнении антикризисных программ. Встречаясь с госсекретарем Союзного государства Павлом Бородиным накануне предстоящего союзного Совмина, Сидорский заявил: товарооборот между странами уменьшился на 40% и продолжает снижаться. Он также выразил обеспокоенность ограничением прямых поставок белорусской техники в Россию – мол, «Россельхозбанк отказывается кредитовать белорусские грузовики и тракторы: «Россия тормозит выполнение совместного антикризисного плана в той части, где речь идет о допуске белорусских производителей к системе госзакупок в России», -- констатировал Сидорский.
Спикер Палаты представителей Национального собрания Борис Батура раскритиковал Россию за то, что она юридически не закрепила договоренности по расчетам за газ и отмену штрафных санкций за недобор запланированных объемов его поставок, а также не отменила таможенную пошлину на нефть, которая «полностью противоречит концепции Союзного государства». Также Батура обвинил российское руководство в давлении по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии (так он отреагировал на заявление спикера российской Госдумы Бориса Грызлова – Белоруссия, мол, слишком долго готовится к признанию республик). Председатель комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Виктор Гуминский заявил, что нельзя подходить «однобоко и упрощенно к решению вопроса о признании независимости Южной Осетии и Абхазии». Гуминский не стал скрывать, что Белоруссия должна знать реальную цену вопроса: «Мы можем ставить вопрос: насколько Белоруссия готова к возможным последствиям, которые наступят, а Россия готова компенсировать то, что может наступить для нашей страны?», -- сказал Гуминский.
В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин в рамках заседания Совета глав правительств стран СНГ в Астане пообещал Сергею Сидорскому «обстоятельный разговор о союзнических отношениях» 28 мая в Минске. Показательно, что незадолго до этого, находясь в Японии, Путин заявил, что «Россия не намерена больше субсидировать бывшие республики СССР». Похоже, что градус интеграционных настроений постепенно остыл у всех.

XS
SM
MD
LG