Ссылки для упрощенного доступа

Итоги 62-го Каннского кинофестиваля


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.

Михаил Саленков: Подводим итоги 62-го Каннского кинофестиваля. Накануне были вручены награды. "Золотую пальмовую ветвь" получил фильм "Белая повязка" австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Это фильм, в котором рассказывается о кризисе немецкого общества перед Первой мировой войной на примере жизни протестантской деревни на севере Германии. О фильмах, режиссерах, лауреатах кинофестиваля я побеседовал с кинокритиком Андреем Плаховым.

Андрей Плахов: Хотя в этом году программа была очень насыщенная, изобиловала крупными именами режиссерскими, конкуренция была очень высока, тем не менее, к концу фестиваля стало ясно, что бороться за главный приз будут, вероятнее всего, два фильма - это "Пророк" французского режиссера Жака Одьяра и "Белая лента" австрийского режиссера Михаэля Ханеке.
"Пророк" собрал более высокий рейтинг среди критиков, вызвал большой энтузиазм у публики. Кроме того, эта картина чрезвычайно актуальна для Франции, социально актуальна, потому что речь идет о содержании узников в тюрьмах и о том, как этими тюрьмами управляют этнические мафии, о борьбе разных кланов и о том, как герой-араб выживает в этой трудной ситуации и пытается бороться с этой системой. В общем, эта картина, безусловно, значительная. В итоге она получили Гран-при жюри, то есть второй по значению приз.
Главный приз все-таки достался картине Михаэля Ханеке "Белая лента". Это совершенно закономерно, потому что, наверное, все-таки это самый важный и самый сильный фильм фестиваля. Можно говорить еще и о том, что был фильм Ларса фон Триера, который вызвал противоположные и очень неоднозначные реакции...

Михаил Саленков: И получил антиприз.

Андрей Плахов: Антиприз - это как бы метафора, это независимое и неофициальное жюри, религиозных деятелей, связанных с кино, которые присуждают призы фильмам, исходя из соображений гуманизма, толерантности, каких-то духовных ценностей. В этом смысле они сочли нужным сделать некое специальное заявление в адрес Ларса фон Триера, что этот фильм не соответствует подобным критериям, но это их мнение. Оно абсолютно не является обязательным.
Что же касается главного жюри, то оно наградило фильм Ларса фон Триера, а именно Шарлотту Гинзбург, вокруг которой разыгрывался весь этот скандал. Это вызвало недовольство многих. Но, с другой стороны, поклонники фон Триера приветствовали очень горячо это решение, в том числе.
Что касается "Белой ленты", то, повторяю, этот фильм очень важный, серьезный, фильм о корнях и истоках насилия, об истоках воин. Сделан он выдающимся режиссером в очень жесткой, сухой, аналитической манере, тем не менее, глубоко затрагивающий эмоции. Так что, что Изабель Юппер поступила совершенно правильно, хотя кто-то, наверное, скажет, что она сделала еще это и потому, что обязана Михаэлю Ханеке своей лучшей ролью в фильме "Пианистка".

Михаил Саленков: Приз жюри Каннского кинофестиваля достался сразу двум фильмам, двум режиссерам, чьи имена не очень известны.

Андрей Плахов: Одно из этих имен как раз очень известно - это Пак Чхан-ук, корейский режиссер, который поставил в свое время фильм "Олдбой", любимый фильм Квентина Тарантино, когда тот возглавлял жюри Каннского кинофестиваля. Именно эта картина получила один из главных призов. Сейчас он снял картину "Жажда", очень интересную, очень необычную, потому что это вампирская мелодрама, с одной стороны. С другой стороны, в фильме есть очень много отсылок к глубоким слоям европейской культуры, азиатской культуры. В общем, это непростое произведение, вызвавшее разноречивые отклики, но жюри поддержало этот фильм и, по-моему, поступило правильно.
Что касается второго фильма, который переводят по-разному - кто "Аквариум", кто "Обезьянник". Речь идет о фильме английской режиссерши Андреа Арнольд. Мне кажется, этот фильм не столь выдающийся, хотя приз жюри - это не самый главный приз на Каннском фестивале. Видимо, члены жюри решили поощрить женщину, еще сравнительно молодую, которая уже второй раз участвует в Каннском конкурсе и, кстати, второй раз получает приз жюри.

Михаил Саленков: Какие фильмы можно будет посмотреть в кино из тех, что участвовали в конкурсной программе? За кого проголосуют прокатчики, кроме лауреатов?

Андрей Плахов: Как раз и нет. Потому что, насколько мне известно, "Белая лента", победительница Каннского фестиваля, куплена во всех странах мира, кроме России и Японии. Может быть, конечно, сейчас ее купят после этого приза. Однако до сих пор этого не произошло. Большинство остальных каннских фильмов, так или иначе, куплены нашими прокатчиками. И Ларс фон Триер "Антихрист" будет прокатываться, и "Яркая звезда" Джейн Кэмпион, и, конечно, картина Альмодовара "Разорванные объятия". Хотя не получила никаких призов, но, тем не менее, я думаю, что успех у поклонников этого режиссера ей обеспечен.

Михаил Саленков: Перед началом 62-го Каннского кинофестиваля говорили, что из-за мирового финансового кризиса он более скромно пройдет, какие-то мероприятия отменяются. Действительно, все было скромнее в этом году?

Андрей Плахов: Да, можно сказать, что, действительно, было все несколько скромнее. В частности, были отменены некоторые мероприятия компании, которая занимается украшениями, бриллиантами. И на звездах, выходивших на открытие и закрытие фестиваля, если исключить Изабель Аджани, не было никаких украшений. Кроме того, представители кинобизнеса говорили о том, что в этом году гораздо хуже работает кинорынок, в гораздо меньших параметрах происходят продажи и покупки фильмов. В общем, конечно, по кинобизнесу кризис ударил. Это очевидно. Хотя до какой степени, мы, наверное, поймем только через год, когда состоится следующий Каннский фестиваль.

Михаил Саленков: Но церемония награждения была все-таки торжественна!

Андрей Плахов: Разумеется, конечно! Ничего такого, чтобы бросалось в глаза, не говорили о какой-то катастрофе, постигшей киноиндустрию, не было. Все шло своим чередом. Но все-таки тень этого кризиса ощущалась.
XS
SM
MD
LG