Ссылки для упрощенного доступа

Россия и Белоруссия: политика против интеграции


Владимир Жарихин
Владимир Жарихин
Россия и Белоруссия вряд ли способны совершить сегодня существенный прорыв в экономических отношениях без более глубокой политической интеграции двух государств, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

- Я не сторонник разделения взаимоотношений между государствами на чистую политику и чистую экономику. Такого не бывает. Тем более что чем сильнее интеграционные процессы между странами, тем сильнее политические вопросы влияют на экономику, и на наоборот, и отделить одно от другого исключительно сложно.

- Экономики двух стран испытали в этом году такие явления, как девальвация национальной валюты. Есть, наверное, какие-то другие сходные реакции экономик двух стран. И все-таки можно ли говорить о том, что Россия и Белоруссия в союзе могут существенно минимизировать последствия кризиса?

- По крайней мере, Россия и Белоруссия могут минимизировать действия, противоречащие друг другу, наносящие ущерб экономике и Белоруссии, и России. Финансовый кризис поразил весь мир, и не только маленькая Белоруссия, но и большая Россия являются не основными игроками, которые могут влиять на этот кризис. Но тем не менее, минимизировать последствия собственных ошибок в ходе этого кризиса Россия и Белоруссия, безусловно, могут.

- Приблизит ли это решение вопроса о создании интегрированной финансовой системы?

- Практически все возможности для экономической интеграции без интеграции политической уже исчерпаны. Кстати, такая
Наблюдается застой в интеграционных процессах в рамках союзного государства
проблема в свое время, в конце 1960-х - начале 1970-х годов возникала в нарождавшемся тогда Евросоюзе. Дальнейшая экономическая интеграция возможна при введении элементов интеграции политической, создании наднациональных органов. Боюсь, пока к этому не готовы политические элиты ни Белоруссии, ни России. Поэтому и наблюдается застой в интеграционных процессах в рамках союзного государства.

- Имеет ли какое-либо влияние на эту политическую составляющую неравновесность политиков, которые принимают участие в подобного рода переговорах? Скажем, премьера Путина считают практически теневым лидером страны. Но ему предстоит вести разговор с людьми, известность которых и влиятельность в политике может быть подвергнута сомнению. Может быть, это создает некий момент соперничества или недовольства ситуацией со стороны белорусских политических элит?

- Проблема не в неравновесности политического веса тех или иных представителей в своих странах. Мы прекрасно понимаем - с кем бы в Белоруссии, учитывая специфику политической структуры этой страны, ни разговаривали, все равно разговор ведется с Лукашенко. Тут проблема, которая даже в Евросоюзе при его формировании решалась достаточно сложно: неравновесность разных стран. А ее решение еще сложнее, потому что белорусская экономика составляет порядка 3% от российской. Поэтому равноправные решения - по принципу "одна страна - один голос" - безусловно, неприемлемы для России. В Евросоюзе сейчас тоже возникают эти проблемы. Но здесь это усугубляется именно наличием только двух субъектов, и очень разных по экономическому и другому весу в мире.

Сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин в Минске примет участие в Совете министров Союза России и Белоруссии и встретится с белорусским президентом Александром Лукашенко.
XS
SM
MD
LG