Ссылки для упрощенного доступа

"Мастер-класс" автора "Возвращения"


Режиссер Андрей Звягинцев выпустил книгу, но не может снять фильм
Режиссер Андрей Звягинцев выпустил книгу, но не может снять фильм

Издательство "Мир искусства" выпустило первую книгу в серии "Мастер-класс". Автор — лауреат Каннского кинофестиваля Андрей Звягинцев, режиссер фильмов "Возвращение" и "Изгнание".


В маленьком зале кинотеатра "Мир искусства" гостей принимали его создатели, они же издатели книги Андрея ЗвягинцеваДмитрий Куповых и Сергей Тютин.


"В 2001 году научились показывать кино с цифрового носителя практически так же, как с кинопленки, — рассказывает Сергей Тютин. — Возникла идея создания альтернативных кинотеатров, в которых можно увидеть то, чего нельзя посмотреть в других. И мы приобрели один из первых проекторов, которые приехали в Россию, поставили его в этом зале и открыли кинотеатр "Мир искусства". Но технология технологией, а главное — содержание. Мы решили показывать классическое, авторское, современное авторское кино, документальные фильмы, анимацию, фильмы по искусству. Кроме "Музея кино" в Москве увидеть это было негде. При кинотеатре существовала маленькая киношкола, ребята занимались и смотрели классические фильмы, начиная от немого кино и до наших дней. В дальнейшем мы в Сокольниках открыли киноклуб "Арт-кино". А поскольку нас учили, что для создания большого искусства надо ставить большие цели, то мы решили поставить себе "скромную" задачу — возродить авторское кино в России. В сентябре 2007 года мы запустили проект "Мастер-класс". Этот проект преследовал еще одну "скромную" цель — повышение кинематографической культуры в нашей стране. Соответственно, предполагалось, что некоторые носители этой кинематографической культуры еще живы, и среди молодых режиссеров тоже есть люди, которые ей обладают. И один такой кинематографист сидит рядом со мной, он был одним из первых гостей нашего киноклуба "Мастер-класс". Встреча получилась настолько чудесной, что мы поняли: это будет интересно не только тем, кто присутствовал, но и всем, кто интересуется кино. И задумали вот эту книжку".


"Передо мной стояла дилемма — то ли превращать этот текст в литературный, то ли оставить его живым, — признается Андрей Звягинцев, отмечая некоторую "косноязычность" исходного материала. — Я его несколько почистил и прибрал. В общем, это моя премьера под обложкой".


"Премьера под обложкой" вышла живой и совершенно не косноязычной. В книге Звягинцев рассказывает и о том, как проходили

Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии, то есть обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и помогает зрителям лучше его понять
съемки, и о том, как не могли уложиться в бюджет, и о том влиянии, которое оказала на него картина Антониони "Приключение", и о том, чем отличается киноактер от артиста театрального. Но главное — Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии, то есть обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и помогает зрителям лучше его понять. Причем рассуждает очень содержательно, на уровне, который совершенно не в чести у большинства современных кинематографистов.


Что касается нынешнего положения авторского кино в России, то оно переживает не лучшие времена, говорит Звягинцев.


"По-моему, сюда приходит продюсерское кино. Люди, которые имеют деньги, ставят на деньги, на возврат денег и только на это, — говорит лауреат Каннского фестиваля. — Ну что, снимать на видео? Не знаю, что

Люди, которые имеют гигантские возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть. Это понижающая селекция
будет с кино. Могу от себя говорить: я уже полгода ищу финансирование, и не могу найти". По словам режиссера, из трех задуманных им проектов (одного малобюджетного и двух дорогостоящих) найти средства удалось только на одну полнометражную ленту. Но не в России, а в Европе, и начнутся съемки только в 2012 году. В России с октября 2008 года денег привлечь не удается. "Это просто губительная история, когда всем заправляют продюсеры, которые опираются на институт звезд, отказывают авторам в их решении, в их риске, в творческом риске, — Андрей Звягинцев не может сдержать эмоции. — Люди, которые имеют гигантские, огромные возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть. Это понижающая селекция".


О будущем полнометражном фильме, финансирование для которого найдено на Западе, режиссер пока говорить не хочет. Работа над ним начнется через три года, и автор фильмов, побеждавших в Венеции и Каннах, мог бы до тех пор снять короткометражную ленту. Но на нее денег нет.

XS
SM
MD
LG