Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге проходит конференция "Интеллектуальное наследие революции 1917 года"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Кирилл Кобрин: Сегодня в Петербургском европейском университете проходит конференция под названием "Интеллектуальное наследие революции 1917 года". Эта конференция явилась итогом семинара, проходившего в Университете в течение всего года. Левые идеи возвращаются в Россию. О том, в каком виде и с каким комментарием, рассказывает наш корреспондент.

Татьяна Вольтская: Исследователи, организовавшие семинар, обнаружили, что, хотя в современном мире понятие революции играет основополагающую роль, хотя в новейшей истории в основе политического строя многих государств лежат некогда совершенные революции, и именно в них проявляет воля народных масс, без которой немыслима демократия, но все это обычно связывают с американской и французской революциями и порожденными ими интеллектуальными традициями. Главный вопрос, поставленный на семинаре, - это специфика российской революции и ее традиции.
Говорит один из организаторов семинара и конференции, философ, доцент Петербургского европейского университета Артем Магун.

Артем Магун: Затея семинара в том, чтобы выявить некие универсальные понятия, универсальные идеи, опыт, который родился в результате нашего революционного опыта, связанные с революцией, с опытом преображения, субъективации, утопии, которые не потеряли своей актуальности и которые действительно составляют уникальный момент, когда российская история может быть универсальной. Мы целый год уже ведем семинар, он весь год продолжается, где читаем различные тексты интеллектуалов, художников, писателей этого периода, мы читаем их как живые документы, которые актуальны сегодня.

Татьяна Вольтская: В центре был писатель Андрей Платонов.

Артем Магун: Этот автор выстраивает целую теорию революции, которая во многом пересекается с аналогичными теориями, которые, скажем, немецкие романтики выстраивали по поводу французской революции. То есть, есть некоторая традиция осмысления революций, которая до сих пор актуальна. Вот Платонов в отношении нашей революции был одним из, может быть, наиболее глубоких аналитиков, мы вот, в частности, занимались анализом его концепции. Нам важно своеобразное осмысление именно революции как таковой, ее парадоксов.

Татьяна Вольтская: До сих пор бытует мнение, что Октябрьская революция не сопровождалась всплеском интеллектуальной активности, говорит доцент Смольного института свободных искусств и наук Илья Калинин.

Илья Калинин: В этом, собственно, и видится одно из основных отличий российской Октябрьской революции от Великой французской революции или от американской революции. При этом особенно отчетливо вот эта интеллектуальная несостоятельность Октябрьской революции видится при сравнении с революцией 1968 года. Самой революции в полном смысле слова вроде бы не было, зато интеллектуальный эффект этой "революции" 1968 года сказывается до сих пор - и в философии, и в социальной теории, и в политической практике, и в гуманитарной мысли. Совершенно иначе дело обстоит в Октябрьской революцией. И вопрос, который перед нами стоял в самом начале, когда мы решили организовать такой семинар, посвященный интеллектуальному наследию Октябрьской революции, состоял в том, что этот опыт интеллектуальный, он не учитывается, потому что его просто не было, он неинтересен, неактуален, либо этот опыт все-таки оказался в силу разных исторических причин не присвоен в качестве актуального наследия.

Татьяна Вольтская: Едва ли не главной была попытка найти в прошлом смысл, важный для сегодняшнего дня и даже для будущего. Но все это - не для создания некого универсального учебника по революциям, говорит Артем Магун.

Артем Магун: Это, безусловно, поможет нам для осмысления, во-первых, революционного опыта, который есть у нас с стране, и, может быть, понимания того, как будет выглядеть новая революция.

Татьяна Вольтская: Вопрос о будущих революциях с точки зрения Ильи Калинин вовсе не праздный.

Илья Калинин: Мы сейчас вновь находимся в ситуации некой социальной неудовлетворенности, кризиса существующих, по крайней мере, начиная с Эпохи просвещения институтов государственной власти, институтов взаимодействия между государством и обществом, между людьми. И те ответы, тот ресурс, который нам предлагает либеральная идея или неолиберализм, или консервативная мысль, кажется, общество все меньше устраивает.

Татьяна Вольтская:
Вот тут, по мысли Ильи Калинина, и может помочь интеллектуальный опыт русской революции.
XS
SM
MD
LG