Ссылки для упрощенного доступа

В Третьяковской галерее проходит выставка советского и постсоветского плаката


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.

Марк Крутов: В Третьяковской галерее на Крымском валу подготовили выставку советского и постсоветского плаката. Представленные здесь экспонаты отражают происходившие на протяжении 90 лет исторические события. Кроме того, материалы выставки дают возможность проследить, как менялись со временем стилевые пристрастия художников-плакатистов.

Лиля Пальвелева: Трудно придумать более банальное и избитое название, чем то, которое дали выставке плаката - "Художник и время". Однако также это стилистически и очень точное название: агитационный и политический плакат либо сам оперирует растиражированными, порой даже затертыми лозунгами, либо их порождает. Примеров этому на выставке можно найти немало. Так брежневское время было богато на призывы бороться за мир. Так постмодернистская эпоха строчку с плаката Моора "Ты записался добровольцем?" стала использовать в самых неожиданных контекстах. Куратор выставки, сотрудник Отдела графики Третьяковки Людмила Смирнова сообщает...

Людмила Смирнова: Мы показали плакат периода Гражданской войны, "Окна РОСТА", потом мы показали немножко плакаты 1930-х годов и плакаты "Окна ТАСС" времен Великой Отечественной войны.

Лиля Пальвелева: Мне не раз приходилось видеть плакаты Серебряного века, конца 19-го - начала 20-го. Они разительно отличались от того, что пришло после революции.

Людмила Смирнова: Вы правы. Первые плакаты, вернее, плакаты в начале нашей экспозиции, представленные работами Апсита, еще несколько схожи с теми плакатами, которые были выполнены в первом десятилетии, они такие повествовательные, фигуративные. Апсита мы показываем один плакат, он самый ранний в нашей экспозиции, "Год пролетарской диктатуры".

Лиля Пальвелева: А потом, что произошло с точки зрения стиля?

Людмила Смирнова: Когда мы смотрим на плакаты, сразу можно определить, какого времени плакат. Не случайно плакаты "Окон РОСТА", еще их называли "Окна сатиры РОСТА", доходчивы, лаконичны, в них много включено текста, они были понятны широким массам, и средства, которые применялись художниками "Окон РОСТА", были сатирические, лаконичные, с такими стаффажными фигурками.

Лиля Пальвелева: У меня впервые возникла догадка, почему произошла революция со шрифтами, почему "Окна РОСТА" по сравнению с прежними кучерявыми шрифтами такие четкие. Быть может, потому что они были адресованы полуграмотным массам?

Людмила Смирнова: Отчасти вы правы. Текст, безусловно, должен быть очень доходчив по своему содержанию и четок по исполнению, чуть ли не печатными буквами должны были быть написаны слова.

Лиля Пальвелева: Говорит Людмила Смирнова. Особое достоинство экспозиции заключается в том, что две ее трети - это не полиграфические оттиски, а авторские оригиналы, эскизы плакатов в натуральную величину. Среди них - созданные рукой Родченко, Маяковского, Кукрыниксов и многих других художников - знаменитых и безвестных.
XS
SM
MD
LG