Ссылки для упрощенного доступа

«Что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо для Америки». Судьба легенды автомобилестроения США


Ирина Лагунина: Легенда американского автомобилестроения Дженерал Моторс решила продать один из своих брендов – производство «Хаммера» - китайской компании «Сычуань Тинчжун». Китайскую компанию до этого никто не знал, она существует всего 4 года и специализируется на выпуске тягачей и бетономешалок. Но и «Хаммеры» остались предметом, ну скажем так – самовыражения, разве что в России. В Америке их никто не покупает – слишком дорогой бензин. Это событие – последнее в ряду неурядиц компании с началом экономического кризиса, которые в итоге заставили говорить о ее банкротстве.

Владимир Абаринов: «Что хорошо для Дженерал Моторс, хорошо для страны», - сказал в 1952 году президент компании Чарльз Уилсон на сенатских слушаниях по утверждению его в должности министра обороны. Фраза понравилась законодателям и стала классикой американской афористики. Уилсон был утвержден.
Автомобиль изобрели не американцы, но именно в Америке самобеглая коляска из предмета роскоши превратилась в предмет повседневного обихода. Первый американский автомобиль был изготовлен в 1893 году. Спустя семь лет просторы США бороздили уже 8000 автомобилей. В 1908-м Генри Форд выпустил свою знаменитую модель Т – первый в мире дешевый народный автомобиль, про который народ говорил: «У «фордика» нет дверей, но это не беда – на фирме можно купить консервную открывалку». Машинка ценой в 850 долларов продавалась в кредит. В первый же год американцы купили 19 тысяч «фордиков». А в следующем году у Форда появился конкурент – Дженерал Моторс.
Компания набирала обороты постепенно. В 1923 году ее президентом стал Альфред Слоун, который понял, на чем можно выиграть конкуренцию с Фордом. Модель Т выпускалась без изменений вот уже второе десятилетие. Форд смотрел на машину как на средство передвижения – и только. Дженерал Моторс сделала ставку на разнообразие моделей. Автомобили компании стали для потребителя не просто удобным транспортным средством, но возможностью делать индивидуальный выбор. «Бьюик», «кадиллак», «понтиак», «шевроле» - такого разнообразия американцы еще не видели. Концепция называлась «гибкое массовое производство» - это были машины на любой вкус, любой кошелек и для любых целей. Мало того: Джи-Эм ежегодно выпускала новую модель каждого бренда. В 1927 году Дженерал Моторс обошла Форд по объемам производства и стала крупнейшей автомобильной компанией в мире.
А в 1954-м она взяла новый рубеж. По этому поводу в городе Флинт, штат Мичиган, где располагалось головное предприятие Джи-Эм, состоялся праздник с парадом и фейерверком. Фрагмент фильма, снятого по этому случаю.

И вот на конвейере Шевроле наступает исторический момент. Этим утром, во вторник 23 ноября 1954 года, со сборочного конвейера сходит золотистый автомобиль, который выпускается уже 46 лет, автомобиль, символизирующий новое достижение американской промышленности, подобного которому не было нигде и никогда – выпуск 50 миллионов автомобилей. Это достижение. Достижение великой страны, достижение 160 миллионов свободных граждан этой страны.

Владимир Абаринов: Перед рабочими выступил с речью президент компании Харлоу Кэртис.

Харлоу Кэртис: Мои сердечные поздравления. С вашей помощью только что достигнуто нечто такое, чего никто не достигал прежде. Вы выпустили 50-миллионый автомобиль, сделанный Дженерал Моторс в Соединенных Штатах начиная с 1908 года. Это веха в индустриальной истории человечества. Таков был замысел небольшой группы людей здесь, во Флинте, которые создали Дженерал Моторс в 1908 году. В то время автопромышленность пребывала во младенческом возрасте. У других компаний была та же идея – превратить автомобиль в основное средство передвижения и источник новых рабочих мест. Результатом было создание индустрии, которая внесла бóльший, чем какая-либо другая отрасль, вклад в экономическую мощь страны. С годами эта индустрия стала основным источником экономического роста нашей страны. 50 миллионов автомобилей Дженерал Моторс, произведенных в этой стране, являются символом реализованного замысла. Это также символ дальнейшего прогресса.

Владимир Абаринов: Сегодня эти счастливые дни – далекое воспоминание. В понедельник Дженерал Моторс объявила о своем банкротстве. Ее акции, продававшиеся в 1999 году по 87 долларов штука, сегодня стоят дешевле одного доллара.
Банкротству предшествовали сложные переговоры с правительством. 30 марта президент Обама заявил, что не допустит краха американской автомобильной промышленности.

Барак Обама: Мы не можем, не должны допустить и не допустим, чтобы наша автомобильная промышленность попросту исчезла. Эта промышленность, как никакая другая – символ американского духа, символ американского успеха сегодня и навсегда. Она создала и культивировала средний класс на протяжении XX столетия. Это предмет великой гордости поколений американских рабочих, которые усердным трудом и силой своего воображения создавали лучшие автомобили, какие только знал мир.

Владимир Абаринов: К этому времени Джи-Эм уже получила от Конгресса 20 миллиардов долларов при условии реструктуризации компании. Но планы оптимизации производства, представленные правительству, не удовлетворили президента.

Барак Обама: Сегодня я объявляю, что моя администрация даст возможность Джи-Эм и Крайслеру в течение дополнительного, ограниченного периода времени поработать с кредиторами, профсоюзами и другими акционерами над фундаментальной реструктуризацией таким образом, чтобы оправдать дополнительные инвестиции налогоплательщиков. В течение этого периода они должны разработать план, который внушит американскому народу уверенность в долгосрочной успешной перспективе.

Владимир Абаринов: Барак Обама подчеркнул, что администрация не собирается вмешиваться в управление компанией.

Барак Обама: Правительство Соединенных Штатов не заинтересовано в том, чтобы взять на себя управление Джи-Эм. У нас нет такого намерения. В чем мы заинтересованы, так это в том, чтобы предоставить Джи-Эм возможность в конечном счете провести эту давно назревшую перестройку, которая позволит им выйти из нынешнего кризиса более сильной и конкурентоспособной компанией.

Владимир Абаринов: Проблемы Джи-Эм самым печальным образом отразились на бизнесе зависимых предприятий. Говорит Дайан Брау, менеджер магазина запчастей в Нью-Йорке.

Дайан Брау: Я выросла в уверенности, что Джи-Эм – это Скала Гибралтара, что ничто не в силах ее сокрушить, что она так же прочна, как любая другая компания в мире. И от одной мысли о том, что на моих глазах Джи-Эм рухнет, перехватывает дух.

Владимир Абаринов: Дайан Брау ожидает, что у магазина скоро начнутся сложности.

Дайан Брау: Грустно то, что от Джи-Эм зависит так много вспомогательных компаний – автосалоны, магазины запчастей - они в результате повалятся, как домино. Это опять-таки огромная потеря рабочих мест для Соединенных Штатов.

Владимир Абаринов: Наконец, Джи-Эм представила приемлемый план реорганизации, и правительство согласилось выделить ей дополнительно 30 миллиардов долларов в обмен на 60 процентов акций. Таким образом, Казначейство США становится крупнейшим инвестором и обладателем контрольного пакета Дженерал Моторс. О соглашении объявил президент Обама.

Барак Обама: Всего два месяца назад я стоял на этом же самом месте и говорил вам об испытаниях, с которыми сталкивается наша автомобильная промышленность. И я рассказал тогда, чтό должно быть сделано для того, чтобы спасти две легендарные автомобильные компании Америки, Дженерал Моторс и Крайслер. С самого начала я ясно заявил, что не потрачу ни единого доллара налогоплательщиков, если это будет означать закрепление тех самых плохих бизнес-решений, которые и довели компанию до того, что ей приходится просить о помощи. Я отказываюсь позволить этим компаниям стать вечной обузой на шее у государства, способной держаться на плаву только благодаря непрекращающейся подпитке деньгами налогоплательщиков. Иными словами, я отказываюсь переливать из пустого в порожнее. Но я также признаю значение жизнеспособной автопромышленности для благосостояния жителей индустриальных районов Среднего Запада и повсюду в Соединенных Штатах. Посреди глубокого экономического спада и финансового кризиса крах этих компаний имел бы разрушительные последствия для неисчислимого множества американцев и нанес бы огромный ущерб нашей экономике, выходящий за пределы самой автомобильной промышленности.

Владимир Абаринов: По словам Барака Обамы, компания должна не просто поправить свои дела, но снова выйти в лидеры отрасли.

Барак Обама: Как только этот план вступит в силу, Джи-Эм начнет производить бόльшую часть своих автомобилей здесь, в Америке, включая и энергосберегающие модели. Если все пойдет по плану, доля автомобилей, произведенных в Соединенных Штатах и проданных на американском рынке, возрастет впервые за три десятилетия.

Владимир Абаринов: Президент сказал, что компания представляет невосполнимую ценность не только как символ американской экономической мощи, но, прежде всего, как средство существования огромного количества американцев.

Барак Обама: Джи-Эм – американская компания, в которой работают десятки тысяч граждан этой страны, и ответственность за ее будущее, в конечном счете, лежит на нас. Вот почему наше правительство инвестирует в Джи-Эм дополнительно 30 миллиардов долларов. Эти инвестиции превратят американских налогоплательщиков во владельцев 60 процентов новой Джи-Эм.

Владимир Абаринов: Генеральный директор Джи-Эм Фриц Хендерсон заверяет, что отныне компания будет работать по-новому.

Фриц Хендерсон: Эта новая Джи-Эм будет построена на основе наиболее крепких составных частей нашего бизнеса, в том числе на основе наших лучших брендов и лучших продуктов. Мы значительно сократили свою задолженность, у нас будет оптимальная оплата труда, мы создадим предпосылки для долгосрочного успешного развития. Новая Джи-Эм будет иметь значительно более устойчивый и позитивный баланс, который позволит нам получить поддержку инвесторов для наших брендов и продуктов, увеличить вложения в новые технологии и, таким образом, пережить трудные времена.

Владимир Абаринов: Тем не менее, ближайшие перспективы для работников Джи-Эм неутешительны.

Фриц Хендерсон: Действия, которые нам необходимо предпринять для реализации плана создания новой Дженерал Моторс, включают и ряд весьма трудных шагов. Особенно тяжело будет и далее закрывать заводы, сокращать на наших американских предприятиях продолжительность рабочей смены и размеры зарплаты.

Владимир Абаринов: В чем же все-таки причина неудач Дженерал Моторс, помимо кризиса? Эксперт Института Брукингса Роберт Крендалл.

Роберт Крендалл: <…> Каждый производитель, чья продукция подвержена действию экономических циклов, будь то Тойота, Хонда, производитель цемента или строительная компания, испытывает трудности во время нынешнего спада. Но причина, по которой Джи-Эм оказалась такой уязвимой, состоит в том, что она потерпела неудачу на двух направлениях: во-первых, они не сумели наладить отношения с профсоюзом – там всегда существовала проблема соотношения производительности и зарплаты, а во-вторых, они просто не сумели предложить рынку модели, которые публика захотела бы покупать.

Владимир Абаринов: До конца года компания должна сократить почти 20 тысяч рабочих мест. Журналисты теперь расшифровывают аббревиатуру Джи-Эм как «Государственные моторы». Чиновники правительства уверяют, что не будут вмешиваться в вопросы повседневного управления. Однако правительство теперь имеет право назначить большинство членов совета директоров.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG