Ссылки для упрощенного доступа

"Кинотавр" начался с "Кислорода"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: Сегодня второй рабочий день 20-го юбилейного кинофестиваля "Кинотавр", который открылся в Сочи в минувшее воскресенье. Сейчас на прямой связи с нашей студией из Сочи корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Марина, доброе утро! Какой фильм был показан после церемонии открытия?

Марина Тимашева: Доброе утро всем! Об этом много говорят, поскольку сразу после окончании церемонии был показан альманах под названием "Короткое замыкание". Теперь это модный жанр. Продюсер собирает нескольких режиссеров и предлагает им сделать небольшие киноновеллы на определенную тему. В нашем случае продюсер - это Сабина Еремеева, а режиссеров аж пятеро - Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов, Алексей Герман-младший и Кирилл Серебренников. Всем от 30 до 40 лет. Тема им предложена - любовь. Правда, тот, кто этого последнего обстоятельства не знал, сам бы ни почем не догадался, а те, кто знал, вздыхали - если это любовь... В четырех из пяти фильмов герой действует в замкнутом пространстве - во дворе, в сапожной мастерской, в психиатрической лечебнице. Авторы подразумевают, что их персонажи любить умеют, но не умеют свое прекрасное чувство выразить, что и ведет к тоскливым или ужасным последствиям. Поскольку сами режиссеры тоже это прекрасное чувство выразить на экране не умеют, то прибегают к сильным и проверенным средствам. Одному герою бьют кирпичом в лоб, второму оттяпывают руку, третьего методично избивают, четвертого пытают. Только у Ивана Вырыпаева ничего подобного не случилось. Фильм его называется "Ощущать". Автор призывает не стараться понять и не искать понимания, а положиться на чувство. Чувствуется, что Иван Вырыпаев любит свою жену актрису Каролину Грушку. Она очень красивая женщина.
Но если чуть-чуть более серьезно говорить, то режиссеров тема "любовь" явно не будоражила. Лучше всех, пожалуй, фильм Бориса Хлебникова. А в основном они самовыражались в киноязыке. Однако даже самому новому из этих киноязыков - лет примерно 20. В этом смысле новаторство их - это ровесник фестиваля "Кинотавр". Это то, что касается фильма открытия.

Лейла Гиниатулина: Это что касается вне конкурсной программы. А что же входит в основной конкурс?

Марина Тимашева: В основном конкурсе тоже уж было показано два фильма. Пока остановимся на одном. Первый фильм основного конкурса "Кинотавра" тоже принадлежит Ивану Вырыпаеву. В ролях снова заняты Каролина Грушка и Алексей Филимонов ровно так, как в короткометражном. Фильм называется "Кислород". Снят он по тексту, написанному самим режиссером. Этот текст не новый. Изначально он предназначался для театра. Много лет на разных площадках Москвы его играл сам Иван Вырыпаев с партнершей Ариной Маракулиной. За актеров в очень энергичном темпе читали ритмизованную прозу. Отчасти это походило на рэп. Теперь тот же текст с добавлением одной главы представлен на экране. Впрочем, слово "глава" тут не вполне уместно. Автор заменил его словом "трэк". Фильм похож на большой развернутый видеоклип, будто бы снятый не на одну композицию, а на целый музыкальный альбом. Музыка принадлежит разным композиторам.
Вроде бы тут даже есть сюжет - Санек из Серпухова (извините, что утром такое рассказываю) убил жену, потому что не слышал заповедь "не убий". Уши были заняты в этот момент плеером. Каждая глава, такой трэк, так или иначе, связан с нарушением той или иной заповеди - не собирай сокровища земли, не возжелай жены ближнего и так далее. Вопросы задаются, мягко говоря, существенные, и это хорошо. Что главное в жизни? В чем ее смысл? Где мы были, когда нас не было? Есть ли Бог и милостив ли он? Не из любви ли к нему ведутся религиозные войны? Одно ли и то же религиозность мусульманина и иудея? и так далее. Как вы сами понимаете, вопросов этих слишком много для одного единственного фильма. Более того, решительно невозможно понять - проповедует Иван Вырыпаев христианство или, наоборот, он над ним глумится? Грубое слово, но так скажем - иронизирует. Иными словами, на каждом отдельном участке текст выразителен и афористичен. Но на всем пробеге смысл послания уловить абсолютно невозможно. Получается тогда что-то совсем несложное - заповеди легко выучить, но трудно соблюсти, зато нарушить их очень просто. Все это облечено к тому же в довольно изощренную форму. В фильме действуют актеры, читающие текст, и они же перевоплощаются в персонажи. Причем, отношения актеров накладываются на отношения персонажей.
Можно, конечно, пойти по пути, предложенному Иваном Вырыпаевым в его короткометражном фильме, и ощутить тогда, что сознание режиссера разорвано, как и сознание героев фильма. Но картинка иногда очень красивая и очень чувственная и, прямо скажем, мужской энергии автору этого фильма не занимать.

Лейла Гиниатулина: Марина, спасибо большое!
XS
SM
MD
LG