Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. В Нью-Йорке открылся первый гражданский процесс по делу бывшего заключенного Гуантанамо


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Юрий Жигалкин: Во вторник первый из заключенных Гуантанамо был доставлен под усиленной охраной в зал окружного федерального суда в Нью-Йорке, где он заявил о том, что не признает предъявленные ему обвинения в организации терактов против американских посольств в Африке. Этот первый в гражданском суде процесс по делу об особо опасном террористе может стать прологом к судам над десятками заключенных из Гуантанамо.

Аллан Давыдов: Гражданин Танзании Ахмед Гаилани содержался на базе Гуантанамо с 2006 года. В обвинительном заключении 286 пунктов, связанных со взрывами американских посольств в столицах Танзании и Кении в августе 1998 года. В результате этих терактов погибло 224 человека. По меньшей мере по десяти обвинениям он может быть приговорен к смертной казни. В результате взрывов в Дар-Эс-Саламе и Найроби погибли 11 и получили увечья 85 граждан Соединенных Штатов.
По мнению президента Форума национальной стратегии в Чикаго Ричарда Фридмана перевод первого обвиняемого в терроризме на континентальную территорию США важен по двум причинам.

Ричард Фридман: Прежде всего впервые будет подвергнута тесту в федеральном окружном суде США дело о терроризме, которое велось в совершенно особых условиях военной прокуратурой. Вторая причина - политическая. Президент Обама получил откровенный нагоняй от большинства сенаторов, которые проголосовали против перевода террористов на территорию США до принятия решений о том, куда они будут помещены, где их будут судить, где они будут отбывать наказание. Многие законодатели выступают против содержания террористов в американских тюрьмах в принципе. Этот конфликт между президентом и сенатом высветил сложную проблему, затрагивающую как конституционные основы, так и практику ведения уголовных дел в федеральных окружных судах.

Аллан Давыдов: По просьбе Ахмеда Гаилани в его группу защиты входят двое военных адвокатов, ранее назначенных Пентагоном. По словам одного из них, полковника морской пехоты Джеффри Колуэлла, у них "хорошие рабочие взаимоотношения" с подзащитным. Моего собеседника Ричарда Фридмана это нисколько не удивляет.

Ричард Фридман: Хотя адвокаты террориста Гаилани - военные, я не сомневаюсь, что они последуют долгой и крепкой американской традиции: если адвокат берется защищать обвиняемого в преступлении - он полностью на его стороне независимо ни от чего.

Аллан Давыдов: Два года назад на закрытых слушания в Гуантанамо Ахмед Гаилани признался в том, что содействовал приобретению емкостей с кислородом и ацетиленом, используемых во взрыве в Дар-эс-Саламе, а также участвовал в загрузке детонаторов и ящиков со взрывчаткой в свой грузовик. Принеся извинения, он заявил, что не знал о предназначении этого груза. Вечером во вторник, представ перед Федеральным окружным судом в Нью-Йорке, Гаилани заявил, что не считает себя виновным.
XS
SM
MD
LG