Современное искусство обсуждается в российской блогосфере не только в связи с делом новосибирского художника Артема Лоскутова и проходящими по всей стране акциями в его защиту.
Обильную пищу для дебатов дала блогерам и открывшаяся в Венеции 53-ая биеннале современного искусства, где вид российского павильона (второй раз подряд) определяли куратор Ольга Свиблова и комиссар Василий Церетели (внук скульптора Зураба Церетели).
Светский обозреватель "Известий" Божена Рынска (в ЖЖ пользователь becky_sharpe) поместила у себя в блоге полную версию своей известинской колонки. Она пишет:
"Венеция, наряду с Куршевелем и матчами Челси, стала официальным тусовочным местом номер один. К садам Жардини, где находятся павильоны Биеннале, пришвартовалась мега-яхта Александра Мамута. Вслед за ней встали "питерские". У Салюто высились мега-яхты Франсуа Пино и Алана Манукяна. Лодка Романа Абрамовича Pelorus не прошла в Гранд Канал, и ее пришлось ставить на выселках".
Столь же гламурные репортажи вел из Венеции портал snob, регулярно сообщала о ходе светских дел и руководитель гламурного же журнала "Собака" Ника Белоцерковская.
Транслировались в ЖЖ и профессиональные отчеты: известный московский галерист, а ныне директор государственного музея современного искусства в Перми Марат Гельман тоже вел ежедневные трансляции с арт-форума, однако главным образом сообщал, с кем еще из знаменитых художников и кураторов он договорился о сотрудничестве в Перми.
В связи с чем ЖЖ-юзеры выразили резкое недовольство состоянием российского современного искусства. Общие настроения подытожил пользователь gospodi:
"Раздражали в последние дни посты из Венеции. В то время, как современного искусства как будто и вовсе уже нет, во всяком случае, все коллекционеры или продают свои "коллекции" или мечтают продать, ориентируясь при этом на Марата Гельмана, успевшего это сделать раньше всех, он сам убеждает своих читателей, что все клево. Что выставка Гоши Острецова в Венеции круче, чем все его многочисленные и бесконечные аналогичные выставки в Москве, что Ольга Свиблова, раз названа куратором, значит, в искусстве действительно разбирается, что Дубосарский с Виноградовым сделали не слабый повтор себя же самих, а что-то новое".
Вывод, которые делают интересующиеся искусством пользователи, неутешителен. Целевая аудитория нового русского арт-бума "живет в окрестностях Барвихи, – утверждает пользователь m-diary. – Искусство ей впаривают под лозунгом "вечного праздника". Но этот подход уводит от Венеции - в Диснейленд".
***
Последние международные события – в частности, в Северной Корее, где двух американских журналисток, захваченных на корейско-китайской границе при невыясненных обстоятельствах, приговорили к 12 годам каторги, – несколько заслонили постыдный судебный процесс, продолжающийся в Бирме. Аун Сан Су Чжи, которую считают многолетним лидером бирманской оппозиции и которая уже много лет живет под домашним арестом, судят за то, что на территорию ее дома прорвался некий американец. Аун Сан Су Чжи, лауреат Нобелевской премии мира за 1991 год, символ сопротивления бирманской хунте, может оказаться за решеткой из-за дикого происшествия – или даже провокации. О последних шагах этого почти закрытого суда – в блоге Марка Каннинга на сайте британской газеты Гардиан:
"Судя по тому, как разворачивается обвинение, бирманские военные лидеры лезут вон из кожи, чтобы выставить процесс гласным. В настоящий момент они позволили команде защитников Аун Сан Су Чжи оспорить решение суда, отклонившего троих из четырех свидетелей, которых ее команда хотела представить суду. Постановление Верховного суда, позволяющее возобновление судебного процесса в следующую пятницу, ожидается на этой неделе. Никто не ждет окончательного вердикта, и, возможно, правительство намеренно играет в эти игры так долго, чтобы использовать это как средство ослабления критики в свой адрес".
Бирма – авторитарное, почти тоталитарное государство с полностью контролируемой прессой, напоминает в своем блоге Марк Каннинг, рисуя сатирическую, почти свифтовскую картину того, что можно узнать о стране в ее же медиа:
"Следуя за бирманскими государственно-подконтрольными средствами массовой информации, невозможно предположить, что в Бирме страдают от дорожно-транспортных происшествий, преступности или прочих злокозненностей. Разбившиеся автобусы в каньонах, природные катаклизмы и зловещие преступления случаются, но крайне редко, когда это освещается новостями. Если бы марсианин читал газету "Новый свет Мьянмы", официальное ежедневное издание на нескольких языках, ему было бы простительно счесть, что ловкий трюк социальной махинации исполнен успешно".
Образец нередкой в последнее время критики "онлайн-культуры" можно встретить как раз онлайн – в блоге Кэри Хенли, председателя совета директоров американского Центра Женщины и Семьи. Блог Хенли разместила – в свою очередь – у себя на персональном и сверхзнаменитом сайте Арианна Хаффингтон. Получается своего рода онлайн в кубе – Интернет-культуру ругают в Интернет-дневнике, который можно прочесть в другом популярнейшем Интернет-дневнике. Кэрри Хенли пишет:
"Вы полностью породнились с iPod-ом или же вы тратите колоссальное количество времени, помещая в Твиттере остроумные замечания? У вас ортопедические бандажи на запястьях, но вы все равно печатаете большими пальцами? Вы посылаете имэйлы соседям вместо того, чтобы просто выйти и просто спросить, или же общаетесь с детьми через Фэйсбук, даже если они сидят в соседней комнате? Тогда вы попали в онлайн кабалу! Иногда я чувствую, что готова закопать (на время) свою клавиатуру и зарыть свои пальцы в песок".
Онлайн-кабала – подходящее название для тех, кто обозревает блоги, не так ли? Впрочем, у этой болезни есть и своя положительная сторона.