Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Полигон в английской деревне


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Анна Асланян.

Кирилл Кобрин: Сегодняшняя история - о деревне в английском графстве Уилтшир, где давно никто не живет. Уже более 60 лет Министерство обороны Великобритании проводит там военные учения. Общественность считает, что с деревней поступили несправедливо. Лондонская журналистка Анна Асланян побывала на полигоне, куда посторонним вход строго воспрещен. Вот ее рассказ об увиденном.

Анна Асланян: На юго-западе Англии, посередине равнины Солсбери, недалеко от знаменитого Стоунхенджа, стоит основанная древними саксами деревня Имбер. Жители покинули ее в 1943 году по приказу министерства обороны. Военные загодя, не дожидаясь конца одной мировой войны, начали готовиться к следующей. Солсберийскую равнину издавна облюбовали для учений - плоская, широкая, идеальный полигон. Дополнительным фактором стало не укрывшееся от стратегов сходство унылого ландшафта с теми бескрайними степными просторами, где, по их убеждению, предстояло разворачиваться сражениям Третьей мировой. Чтобы извлечь из этого пользу, Имбер превратили в поселок восточно-европейского типа: застроили территорию домишками, крытыми красной черепицей, и стали обучать солдат воевать с "империей зла" в условиях, максимально приближенных к реальности.
Жителям Имбера пообещали, что выселяют их временно. Однако по окончании войны вернуться им не разрешили. Вот что рассказывает об этом дочь одного тогдашних сельчан Рут Андервуд.

Рут Андервуд: Так вот, 150 человек выехали из своих домов. Но перед этим кто-то из командования сказал им, что они смогут вернуться - после войны, а возможно, и раньше. Им сказали, что в деревне будут обучать американских солдат перед тем, как забросить их в Европу, перед высадкой десанта в Нормандии. Так им было сказано. Но это было устное обещание, скрепленное лишь рукопожатием. А в те времена рукопожатие означало джентльменское соглашение.

Анна Асланян: После войны возмущенные люди обратились в суд, но проиграли. Член местного совета Остин Андервуд решил не сдаваться и развернул кампанию под лозунгом "Forever Imber", требуя отдать деревню ее законным владельцам. Сегодня почти никого из них уже нет в живых, однако кампания продолжается.

Рут Андервуд: Внезапно я поняла, что хочу продолжить начатое моим отцом, постараться воплотить в жизнь его мечты о восстановлении деревни - ведь я понимала, как много это для него значило. Мне дали возможность выступить по радио. Представили меня так: "Она возглавляет новую кампанию, многочисленные участники которой хотят вернуть себе Имбер".

Анна Асланян: От прежнего Имбера осталось немногое: несколько построек, бывший паб и церковь XIII века - сейчас ее реставрируют. Военные все эти годы по мере сил старались не дать ей развалиться окончательно. Этого не отрицают даже самые рьяные сторонники движения "Forever Imber".

- Реставрацию церкви начали в 2005. На это нашлись деньги. Часть этих денег поступила от министерства обороны - интересно то, что они сочли своим долгом внести какой-то вклад.

Анна Асланян: Нельзя отрицать и того, что экология местности пострадала от военных куда меньше, чем если бы там продолжалось интенсивное земледелие. Что касается обычных местных жителей, то их не привлекает идея активистов превратить деревню в счастливую коммуну (или место общего пользования, во всех смыслах этого слова). Но против отдельных туристов они, кажется, ничего не имеют. Узнав о том, что мы планируем пробраться в запретную зону, завсегдатаи паба в соседнем поселке с энтузиазмом стали давать советы.

Кевин: Да это не так уж далеко. Как свернете налево, на Читтерн-роуд - каких-нибудь футов 50, и будет дорожка налево, прямо в лес. По ней и поезжайте. Она в тупик ведет, заросшая такая дорога на ферму. Но как доберетесь до вершины холма, там уже бетонка пойдет - вот по ней и надо: налево, направо, так кругом и объедете.

Анна Асланян: Имбер - далеко не единственный секретный объект в графстве Уилтшир. Неподалеку военными была выстроена так называемая "немецкая деревня". Возникла она в то время, когда угрозу ожидали из Восточной Германии. Недавно объект разросся: на задах появились низенькие белые лачуги, какие можно увидеть на Ближнем Востоке. В день нашего визита в арабском поселении шел уличный бой - слышались разрывы снарядов, автоматные очереди, постройки окутывал дым. Посетители паба сохраняли полное спокойствие. Будь на то их воля, они не стали бы здесь ничего менять.
XS
SM
MD
LG