Ссылки для упрощенного доступа

Роковая запятая


Владимир Надеин
Владимир Надеин
Лев Толстой, как Владимир Маяковский, любил компот из сухофруктов. Тут, сразу за Толстым, положена запятая.
Лев Толстой как зеркало русской революции овсяной каши не любил. Запятую за Толстым – прочь! Потому что зеркало – в качестве.

Лев Толстой(?) как чисто протертое зеркало(?) отражал пасторальные пейзажи Ясной Поляны.

Ну, а теперь что нам делать с запятыми? В качестве чего отражал Тульскую губернию великий классик? Или не в качестве? Ставить запятую или опускать? Если не попадете в такт – беда. Тогда - в армию, в Макдональдс, в сантехники! Поскольку ни в филологи, ни в историки, ни в журналисты, ни в политологи, ни в философы, ни в дипломаты – уф, устал… Короче, никуда вас, русский юноша, без этой запятой не возьмут. Было бы дело в Америке - там иначе. Там запятые ставят, где хотят. Правила не запрещают.

В России вновь настает страшное лето. У нас каждое лето страшное. Одна запятая туда-сюда решит судьбы многих тысяч молодых людей. Экзаменационная пора – время слез, инфарктов, взяток, предельной мобилизации всех финансовых и контактных ресурсов каждой десятой семьи. Такого ужаса нет нигде в мире. Нигде в мире нет особой службы, за которую в эти дни бьются обезумевшие родители. В огромной цене продажные негодяи и негодяйки, которые проверяют в вузах диктанты и сочинения. Надо отыскать такую особу, найти к ней тайную тропу, стать перед нею на колени, уговорить её взять у вас пять тысяч американских рублей, а потом, сразу после экзамена, передать ей авторучку.

Какую авторучку? Ту самую, которой ваше дитя писало диктант (сочинение). Это собьет со следа ищеек ФСБ. Первородной авторучкой будут удалены лишние запятые и расставлены необходимые. А дальше – пиво, девочки-мальчики, степуха и прочие прелести студенческого бытия.

Можно ли обойтись без негодяев? Да запросто. Простенький лэптоп за триста баксов, фирменный, даже не ворованный Word за сотню доларей. Экономия колоссальная, орфография безупречная, затраты грошевые. Но – нельзя. Компьютеры не позволяют им проверить уровень знаний. А ну как 17-летний парень напишет "оловяный" через одно "н" - устоит ли тогда великая Россия?
Кстати, а какого черта эта особая тройка (стеклянный, оловянный, деревянный) пролезла в исключения? И почему для нас так уж обязателен "черт", а вот для Екатерины Великой и самого Н.В.Гоголя достаточно было "чорта"? Я не настаиваю тут на немедленной реформе русского правописания, хотя трудно исчислить все потери, деньгами и нервами, которые мы несем из-за бессмысленно и тупо усложненных правил, навязанных стране кучкой напыщенных грамотеев. В минувшем веке русский язык закрепостили и сделали всеобщим пугалом, а отчаянные протесты находят выход только в вольном сообществе Интернета. Но реформа – дело будущего, возможно, и не такого уж далекого. Я же пока о том, что прекрасно выразил один из героев Стендаля: грамматика гениев не делает.

Бюрократическая суть нашей государственности требует поставить гений под контроль корректоров. Компьютеры расставляют запятые лучше государства, государство не терпит конкуренции, поэтому компьютерам на экзамены путь заказан. Пишите от руки, считайте столбиком, цитаты зубрите наизусть. Зубрилы симпатичны бюрократической вертикали, они знают, что положено, и не говорят, чего не велено.

Россия – последняя Пруссия планеты. Не современная Германия, где по струнке ходят только гимнастки. Это тупая карикатурная Пруссия позапрошлого века, где армия тянет носок, где школьный учитель - не друг малому человеку, а старший по званию, где артистов разгоняют по народно-заслуженным загонам, а прокуроры гордо блистают казарменными погонами. Придирчивая, бдительная тупость разлита по всем учреждениям. Всюду висят на стенах многословные правила, лишенные смысла. От руки, на весу, переписываются разные БИКИ с безумным количеством нулей – и не дай вам Бог вписать лишний нуль или всунуть не туда запятую. Во всем мире приветливая служащая запятую вычеркнет, нуль приставит – и только у нас грозным шипением погонят вас переписывать дрянную бумаженцию хоть пять раз, а хоть и сто.

Сейчас мы уже подзабыли времена, когда уборка зерновых становилась всенародной битвой за урожай. Никто тогда не верил, что в Голландии профессуру не гоняют на овощные базы – откуда же взялся картофель? Вот так же мы сегодня не представляем себе, что молодые люди в иных частях планеты поступают в свои университеты при полном безразличии правоохранительных органов. Что мамы не бьются в истерике, бабушки не мрут от инфарктов, а папы не бегут за призрачной справедливостью к прокурорам.
Только самым недалеким исследователям современности может показаться, будто в наших широтах запятые обретают свою роковую мощь благодаря особенностям климата или отдаленности от Парижа. Хребты молодым людям ломает режим, а не орфография.

Когда большой начальник заставляет видного бизнесмена подписывать финансовых документ, не читая, зачем, скажите, этому бизнесмену запятая перед Маяковским?
XS
SM
MD
LG