Ссылки для упрощенного доступа

В ЦДХ открылась выставка "Русский леттризм"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Лейла Гиниатулина: В Центральном доме художника открылась выставка "Русский леттризм". Авторы, следующие этому направлению в современном изобразительном искусстве, включают в свои произведения отдельные буквы или целые тексты. В этом - объяснение того, что выставка проводится в рамках Четвертого Московского международного книжного фестиваля.

Лиля Пальвелева: С древнейших времен и в культурах разных народов слово соседствовало с изображением. Надписи мы встречаем, к примеру, на античных мозаиках и веселимся, что рядом с Гераклом или Дионисом (со всеми их узнаваемыми атрибутами) старательно выложено смальтой "Геракл" и "Дионис", как будто без подписи неясно, кто это.
Самые разнообразные тексты всегда присутствовали и в иконах. Так что, когда в ХХ столетии возник леттризм, это было то новое, про которое говорят, что оно хорошо забытое старое. Правда, возникло иное качество – ирония, игровой момент, доведение содержания до абсурда.
Потому выставка "Русский леттризм" получилась такой веселой. Ее организовал Культурный фонд "Артхроника". Слово президенту фонда Шалве Бреусу.

Шалва Берус: Я к леттризму, особенно к русскому, отношусь положительно. Мне очень нравится это направление в искусстве. У него его длинная традиция. Она прошла через всю нашу историю и дошла до авангарда. Поэтому удивительно, что такое масштабное явление ни разу за всю нашу историю не получило отражения в виде выставки.

Лиля Пальвелева: Ни разу не было?

Шалва Берус: Ни разу! Это первая выставка. Честь и хвала Андрею Ерофееву, куратору выставки, с которым мы сотрудничаем, что он эту идею блестяще реализовал на практике. Это выставка академическая, потому что она дает полный масштабный охват данного явления в новейшей истории. Но помимо этого она, я бы сказал, дерзкая.

Лиля Пальвелева: Среди участников выставки – звездные имена, чьи работы давно уже бьют рекорды на международных аукционах: Звездочетов, Комар и Меламид, Рогинский. Список длинный, всех не перечесть. Кроме того, почти половина экспозиции отдана совсем молодым художникам. И вот наугад несколько текстов с этих картин. "Не ешь меня, Красная Шапочка!". Или вот еще – выполненная на грубом дощатом заборе, где обычно мы встречаем совсем иные надписи: "Концептуальная метафора – это не просто использование одного слова вместо другого". Ну а ерническое заявление, выведенное на фоне совершеннейшей абстракции "Эта произведение направлено на возбуждение религиозной вражды", конечно же, навеяно нашумевшими судебными процессами против выставок в Музее Сахарова.
Впрочем, встречаются и более тонкие, изысканные вещи. К примеру, работа 79-го года художника Александра Юликова.

Александр Юликов: Она называется "Стихия Осипа Мандельштама". Это такие плоскости на бумаге, которые записаны мелким почерком, записаны стихами в несколько слоев друг на друга – горизонтальные, вертикальные. Получается некое такое абстрактное изображение. В данном случае "Черный квадрат".

Лиля Пальвелева: Здесь одна художественная цитата наплывает на другую. Угадывать их – особенное удовольствие для просвещенных умов.
XS
SM
MD
LG