Ссылки для упрощенного доступа

Какие результаты могут быть объявлены на "Кинотавре"


Программу ведет Марина Дубовик. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Марина Тимашева и Ольга Галицкая.

Марина Дубовик: Сегодня в Сочи пройдет торжественная церемония награждения лауреатов и закрытие 20-го российского кинофестиваля "Кинотавр". Но уже сейчас не терпится узнать, какие результаты могут быть объявлены. Мои коллеги Ольга Галицкая и Марина Тимашева, которые работали всю неделю на форуме в Сочи, делятся прогнозами и впечатлениями об увиденном.

Марина Тимашева: Утром всех членов жюри увезли в неизвестном направлении, кажется, в Ясную Поляну, чтобы о том, какое они примут решение никто не узнал раньше положенного времени. Интересно, изымают ли у них на входе в зал заседаний мобильные телефоны? Впрочем, жюри относительно однородно и, зная систему предпочтений этих людей, можно быть уверенным, что выбирать будут из следующего списка – "Сумасшедшая помощь", "Кислород", "Похороните меня за плинтусом", "Сказка про темноту", "Я" и "Волчок". Это, последний, на мой взгляд, имеет максимальные шансы на победу, потому что, во-первых, снят дебютантом, а, во-вторых, по части полной кромешной безысходности и натурализма даст всем остальным фору. Это фестивали любят.
Уже известны лауреаты премии Гильдии киноведом и кинокритиков. Голоса распределились поровну между "Кислородом" и "Волчком".
Расскажу про два фильма, которые показаны в основном конкурсе "Кинотавра". Один снят Верой Сторожевой, который называется "Скоро весна". В главных ролях Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. Это сладковатая мелодрама о богатом человеке, который, тяжело заболев, разыскал первую свою любовь, которая стала монахиней. Два мира – светский и религиозный – на короткое время пересекаются, но сойтись им не дано, слишком различна система ценностей.
Вторая картина смотра называется "Бубен, барабан". Над смыслом этого названия ломали себе голову профессиональные зрители. Единственная убедительная версия принадлежит критику Екатерина Тархановой. Героиня фильма говорит, что мантру "бубен, барабан" надо произносить на выдохе, и выдыхает из себя жизнь или жизнь ее выдыхается. Как свойственно многим современным фильмам, здесь очень много непроясненного. Полтора часа загадок. В маленький поселок приезжает мужчина в форме моряка, но по некоторым признакам форма маскарадная, а сам он элемент уголовный. Скорее всего, вор, затаивший обиду на весь мир. Вокруг все воруют, а сидел он. Мужчина прибивается к библиотекарше. В этой роли после длительного перерыва появилась Наталья Негода. Он уверен, что чище и честнее, чем библиотекарь, нет в мире никого. Однако его ждет жестокое разочарование, а ее – прощание с последней надеждой вырваться из скучного и нищего мира. Если бы не некоторая не разработанность сюжета и очевидность параллели с "Пианисткой" Ханеке, фильм мог бы вырваться за пределы общего серого депрессивного фона, характерного для конкурса этого года.
Вообще, в программе большинство фильмов от поколения 30-летних. Взгляд их на мир чрезвычайно однообразен – составлен как будто из одних блоков и рассчитан на зрителя с очень крепкими нервами. Проблема в том, что на фестивалях показывают кино, которое может понравиться пресыщенным профессионалам с очень низким болевым порогом. Чтобы хоть как-то их расшевелить, нужны грубые способы воздействия. В то же время в кинотеатрах идут фильмы, рассчитанные только на пустое развлечение. Фильмов, которые могли бы привлечь умного зрителя, в которых рассказывались бы ясные истории, которые отражали бы действительность в образных поэтических формах, нет и, видимо, не предвидится. Молодые кинематографисты легко усваивают уроки. Денег в прокате не соберешь, значит делаем ставку на фестивали. А фестивалям нужна, как называется на жаргоне, жесть, то есть холодное, жестокое, злое кино – медь звенящая и кимвал бряцающий. Между тем, уже известно, что прокатчики заинтересовались картиной Клима Шипенко "Непрощенные", американским по эстетике боевиком с русскими реалиями.
Сделайте нам красиво для проката, сделайте нам некрасиво для критиков. Третьего не дано. Никакой золотой середины.
А у Ольги Галицкой свой прогноз по поводу решения жюри. С моим он не совпадает.

Ольга Галицкая: На мой взгляд, лучший фильм фестиваля "Волчок" Василия Сигарева, но жюри вряд ли отдаст ему Гран-при. По слухам этот фильм резко не понравился Сергею Сельянову, председателю жюри и некоторым другим членам жюри тоже. Так что, можно предположить, что в лидеры выйдет "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова. Хлебников исключительно талантливый режиссер. Но "Сумасшедшая помощь" для него во много повторение уже пройденного. Кроме того, изматывающий неспешный ритм этого фильма - очень нелегкое испытание для зрителя. Но Хлебников не столь радикален, как Сигарев. К тому же в свое время на "Кинотавре" отмечалась его режиссерская работа. Тогда это было "Свободное плавание" – лучший пока что его фильм. Я думаю, что теперь жюри легко отдаст ему Гран-при.
Приз за режиссуру, на мой взгляд, должен был получить Алексей Мизгирев, фильм "Бубен, барабан". Я очень надеюсь, что жюри решит также. Александр Миндадзе, скорее всего, получит фильм за "Миннесоту", как лучший кинодраматург. В общем, с этим спорить сложно.
Лучшей актрисой, скорее всего, назовут Светлану Крючкову, сыгравшую в фильме Сергей Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Даже не столько за саму эту роль, несколько такую преувеличенно театральную, сколько по совокупности заслуг. Лучший артист – Виктор Сухоруков в фильме Ларисы Садиловой "Сынок". Я думаю, что и члены жюри считают также. Хотя очень много замечательных мужских ролей на этом фестивале, 20-м юбилейном "Кинотавре", как, впрочем, и женских ролей тоже очень много замечательных, хороших, великолепных. Любые эпитеты тут годятся, потому что актерам, всем без исключения, хочется сказать – браво! С режиссерами гораздо сложнее.
Конкурсные фильмы "Кинотавра" в рамках фестивальной мировой моды показывают насилие, разнообразное насилие на таком базовом уровне, скажем, как отношения в семье, или во взаимоотношениях человека и власти. Недаром самый частый персонаж в фильмах – это милиционер. В этом кино совсем нет счастливых людей. Недаром представитель крупной кинопрокатной сети, приехавший на кинорынок, который проходит в рамках "Кинотавра", сказал, что это совершенно не покупаемое кино. Все фильмы обречены на то, что они никогда не выйдут в широкий прокат, а, может быть, в прокат вообще. Единственный фильм, который точно увидит широкий зритель, потому что он выйдет в количестве 200 копий, это самый обруганный фильм "Кинотавра" "Непрощенные", дебютанта Клима Шипенко. Само название уже отсылает к американскому кино. Клим Шипенко учился в американской киношколе. Кумир его Гай Ричи и Квентин Тарантино. Он пытается им подражать. Но как любая калька с очень хорошего оригинала… Выбор понятен – всегда лучше увидеть оригинал, тем более что нам такая возможность представиться. Квентин Тарантино приедет в Москву на премьеру своего фильма "Бесславные ублюдки", это будет 30 июля. Но это будет уже не "Кинотавр", а совсем другая история.
XS
SM
MD
LG