Ссылки для упрощенного доступа

Во время кризиса участились случаи некорректного поведения бизнес-партнеров


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Михаил Саленков: Кризис доверия, наблюдающийся на российском рынке, не миновал и петербургский бизнес. Во время кризиса участились случаи некорректного поведения бизнес-партнеров, попытки уйти от выполнения ранее заключенных договоров. Арбитражные суды города завалены судебными разбирательствами.

Татьяна Вольтская: Суть большинства разбирательств, захлестнувших в последние месяцы арбитражные суды, состоит в том, что заемщики пытаются, ссылаясь на кризис, изменить условия кредитных соглашений. Действительно, по закону непредвиденные и непреодолимые обстоятельства могут быть основанием для принудительного расторжения или изменения договоров, и многие посчитали кризис именно таким обстоятельством. Далеко не все бизнесмены готовы пожертвовать частью доходов, чтобы выполнить обязательства перед партнерами. В сложных экономических условиях довольно трудно сохранить баланс интересов кредиторов и заемщиков, на первый план выступают этические проблемы. Бизнес-этика в развитых странах стоит неизмеримо выше, чем в России, говорит президент Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев.

Владимир Катенев: В той же Финляндии, Швеции и так далее ты можешь по телефону заключить 90% сделок, зарезервировать билет на самолет, ты можешь с банком договориться и так далее. Это все нормально воспринимается. Никто тебя за руку не хватает. Если ты отказываешься, то для них это называется "потерять лицо". Ты можешь это сделать один раз в жизни, а потом долго его приводить в состояние. У нас этика... Мы очень много критикуем бюрократию. Но первый наш враг, бизнеса, это сам бизнес. Наши внутренние взаимоотношения - неисполнение договорных обязательств, агрессивность, взаимное недружественное проникновение и так далее.
Еще в советские времена у меня был один из учителей - крупный бизнесмен, директор советского такого хорошего завода. У него тезис бы - не платить. Если уж так возьмут за горло, что деться некуда - отдай половину. Вторую половину - только через суд. Процветающее предприятие хорошо стояло на ногах. Современный тезис бизнеса - платит только трус.

Татьяна Вольтская: В Петербурге большой резонанс получили судебные разбирательства между Балтийским банком и корпорацией "Строймонтаж". Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил два иска банка, но "Строймонтаж" обжаловал эти решения, и банк считает, что это попытка затянуть выплату. Говорит советник президента Балтийского банка Елена Санарова.

Елена Санарова: Только две цифры по поводу одного из крупнейших должников. Мы подали им всего 4 иска. Нам в ответ уже подано 10 исков. Сейчас есть еще одна тема, которую все обсуждают. Если на тебя напали в темном перекрестке, а ты начал защищаться чуть сильнее, то обвиняемым автоматически становишься ты, и ты должен доказывать, что ты не виноват, и это напали на тебя. Когда ты подписал договор, дал кредит и просто просишь исполнить этот договор и вернуть деньги, а тебе в ответ подают 10 исков, то ситуация, конечно, из юридической плоскости переходит в плоскость этическую.

Татьяна Вольтская: Именно должники сейчас агрессивную политику, подтверждает генеральный директор юридической компании Rightmark group Александр Рассудов.

Александр Рассудов: Основными заявителями являются как раз должники, основной целью которых является как можно дольше отсрочить срок исполнения своих обязательств, уменьшение штрафных неустоек и, по возможности, уничтожение долга как такового. Сейчас от одной крупной рекламной компании Санкт-Петербурга мы представляем их интересы по ряду дел в Арбитражном суде Москвы по искам к крупному федеральному российскому производителю ликероводочных изделий. Стратегия данного производителя свелась к тому, что все акты о выполненных услугах, несмотря на огромное количество в этом случае информации и в СМИ, и в интернете о проводимых мероприятиях во время роста рынка, говорить о том, что все акты, на которых стоят печати организации, они подписаны не директором, а кем-то за него. Понятно, что для крупной компании это достаточно обычная практика. Мы проанализировали, какое количество было предъявлено со стороны различных организаций и выяснили, что эту стратегию должник применяет по отношению ко всем.

Татьяна Вольтская: Александр Рассудов подчеркивает, что такая стратегия ведет к потере репутации. Она особенно опасна в Петербурге, где весь бизнес персонифицирован. И если даже компании, которые сегодня не платят по долгам, сменят названия, завтра с их руководителями никто не захочет иметь дело.
XS
SM
MD
LG