Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Экономисты обсуждают российские атаки на доллар


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие экономист Стивен Ханке.

Юрий Жигалкин: За российскими атаками на роль доллара как резервной валюты стоят прежде всего политические соображения и тщеславие, оторванные от экономической реальности. Такова реакция известного американского экономиста, обозревателя журнала "Форбс" Стивена Ханке на очередное предложение России если не сместить доллар с почетного места резервной валюты, то потеснить его за счет других валют. Этой идее, высказанной российским президентом на саммите Бразилии, России, Индии и Китая, американские средства информации уделили немало внимания, поскольку в последнее время слова, сказанные в стенах Кремля и российского Белого дома, влияют на курс доллара.
Россия стала одним из крупнейших покупателей американских ценных бумаг. Потеря к ним интереса со стороны Москвы может снизить спрос на американскую валюту, а соответственно, и ее курс. Однако эти страхи, по мнению Стивена Ханке, чисто теоретические. В обозримом будущем у доллара едва ли появятся соперники в притязаниях на звание резервной валюты. А рубль в такой роли представить невозможно.

Стивен Ханке: В действительности стабильность резервной валюты - это очень серьезный вопрос и гигантские перепады курса доллара в последние годы вызывают понятное беспокойство. Во-первых, стабильность доллара важна для тех стран, кто держит значительную часть своих активов долларах. Во-вторых, колебания курса доллара вызывают скачки цен на энергоносители и другие природные ресурсы, стабильность которых в интересах и потребителей и производителей. Пузырь цен на природные ресурсы, как и пузырь цен на недвижимость был раздут в результате снижения кредитного процента федеральным резервным банком, этот процесс начался в 2002 году, он привел к удешевлению доллара, рекордным ценам на нефть, которые рухнули вместе с удорожанием доллара. То есть беспокойство относительно надежности доллара обосновано, и оно вырывается на поверхность во время всех крупных кризисов.

Юрий Жигалкин: Но это не означает, что путем перестановок валют или их сложения можно найти альтернативу доллару, считает Стивен Ханке, в силу объективных причин.

Стивен Ханке: Я думаю, обсуждение роли доллара останется любимым времяпровождением политических кругов развивающихся стран. Но все это останется на уровне разговоров, потому что нет никаких реалистичных планов замены доллара в роли резервной валюты, и нет претендентов на эту роль. Позиция китайцев и русских по этому вопросу меняется едва ли не каждый день. Они много говорят о расчетной единице, базирующейся на резервах МВФ, но эта единица существует сорок лет, она доказала свою нежизнеспособность, ей не пользуется никто, кроме МВФ и других международных организаций в чисто бухгалтерских целях.

Юрий Жигалкин: При этом сверхактивность России в роли ниспровергателя доллара выглядит, по мнению Стивена Ханке, отчасти комично.

Стивен Ханке: Это выглядит шуткой. Лишь два года назад Владимир Путин объявил о конвертируемости рубля, кто захочет сейчас рубль, совершенно новую для мира валюту? Даже российские корпорации берут кредиты в долларах. Россиянам стоит вернуться в реальный мир, а они продолжают пришпоривать давно околевшую лошадь, ставя на искусственную валюту, которую не примут ни ведущие страны, ни финансовые рынки.

Юрий Жигалкин: Так американский экономист, обозреватель журнала "Форбс" Стивен Ханке комментирует призыв российского президента создать новую резервную валюту.
XS
SM
MD
LG