Ссылки для упрощенного доступа

Грузинский офицер попросил политического убежища в России


Алик Бжания во время пресс-конференции в Москве, 19 июня 2009
Алик Бжания во время пресс-конференции в Москве, 19 июня 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Андрей Шарый: Сегодня российские спецслужбы представили средствам массовой информации видеозапись допроса офицера грузинских пограничных сил Алика Бжании, который просит в России политическое убежище. Кадры этого допроса показаны по российскому телевидению, а сам Бжания дал интервью радиостанции "Эхо Москвы". Он рассказал, что он в чине лейтенанта перешел границу Абхазии и попросил убежища на российской заставе. Ранее служил в береговой охране в городе Поти, родом, по словам Бжании, он из Очамчиры. Заявил Бжания, что в боевых действиях на стороне Грузии не участвовал. Информацию о бегстве Бжании из грузинских вооруженных сил подтвердили в Министерстве обороны Грузии. Грузинский министр по делам реинтеграции Тимур Якобашвили заявил вечером в четверг, что история бежавшего из грузинских вооруженных сил офицера - это "дешевая провокация". Министр сказал: "Я лучшего мнения о российских спецслужбах, могли сделать и лучше". Пока многие детали этой истории остаются непонятными, мы следим за развитием событий.

Георгий Кобаладзе: Фамилия Бжания широко распространена как среди этнических грузин так и в среде Абхазов. Впрочем, лейтенант Алик Бжания, который еще в мае пересек грузино-абхазскую границу у реки Ингури и попросил у российских властей политическое убежище, скорее всего, выходец из западногрузинской провинции Самегрело, а не Абхазии. Абхазов в вооруженных силах Грузии практически нет. Хотя не исключено, что Бжания - выходец из смешанной семьи и имеет родственников в Абхазии. Следует также отметить: казус с Аликом Бжания - это первый подобный случай в истории Вооруженных сил Грузии. До сих пор никто из грузинских военнослужащих не просил у иностранного государства предоставить ему политическое убежище.
В Министерстве обороны Грузии эту информацию подтвердили лишь частично. В пресс-службе оборонного ведомства заявили, что человек с таким именем и фамилией действительно служил в береговой охране (которая входит в систему МВД, а не Министерства обороны), но был в резерве.
Редактор независимого военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили в интервью Радио Свобода рассказал некоторые подробности этой истории и поделился своими соображениями.

Ираклий Аладашвили: Та информация, которая идет по российским каналам, о том, что он офицер грузинской армии, это не соответствует реальности. Да, он служил, но он служил в пограничной полиции, а это относится к МВД Грузии, а не к армии. Второе, по моим данным, только что я узнал, что этот Бжания во время августовской войны не служил в пограничной полиции, он туда поступил позже. Когда давали интервью, он не говорил, что его кто-то притеснял в своем подразделении или что-то в этом роде. Таких проблем у него, по-моему, не было, и он сам это признает.

Георгий Кобаладзе: А как вы считаете, это может быть какой-либо провокацией, скажем?

Ираклий Аладашвили: Российские спецслужбы давно искали повод, чтобы отомстить за этого сержанта Глухова. В грузинской армии сейчас жизнь офицеров, даже молодых, и контрактников, младшего состава, ну, по-моему, еще лучше, чем в российской армии. Что мы видели, когда российские войска заходили в тот же Гори, как они были одеты, что они ели, как себя вели - очень большая разница между грузинской армией и российской армией в этом плане.

Георгий Кобаладзе: Несколько месяцев назад младший сержант российской армии Александр Глухов оставил свою воинскую часть в Лениногорском районе Южной Осетии и попросил у президента Грузии предоставить ему политическое убежище. Официального ответа на эту просьбу он до сих пор не получил.

XS
SM
MD
LG