Ссылки для упрощенного доступа

Запрещать ли в российских городах продажу пива в киосках?


Сергей Сенинский: Запрещать ли продажу пива в городских киосках, палатках и ларьках, сохранив ее лишь в организованной торговле? Такие предложения обсуждаются в правительстве Москвы. Ограничения рекламы пива в России не привели к сокращению его потребления, отмечают эксперты, продолжая давние споры о том, следует ли пить его вообще? Сегодня пивовар, нарколог и врач-диетолог - собеседники нашего московского корреспондента Любови Чижовой:

Любовь Чижова: На этой неделе московские чиновники предложили запретить продажу пива в городских палатках. С такой инициативой выступил заместитель руководителя городского департамента потребительского рынка и услуг Георгий Смолеевский. «Пиво продавать в палатках точно не нужно. Проблемы, где выпить пива в Москве, не существует» - заявил чиновник на заседании Мосгордумы по экономической политике. Предложение Георгия Смолеевского породило дискуссии об экономических последствиях запрета продажи пива в палатках: руководитель экспертно-аналитического Центра организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Дина Крылова поделилась с журналистами опасениями, что это «может пошатнуть бизнес малых предпринимателей, которые и так сейчас страдают от последствий кризиса». А глава центра национальной алкогольной политики Павел Шапкин – за запрет продажу пива в палатках. По его мнению, «пиво – это алкогольный напиток, и его продажу надо ограничивать. Кому надо - купит пиво в магазине» , - считает Павел Шапкин. Вот что думает по поводу запрета продажи пива в городских палатках главный пивовар Московской пивной компании Михаил Ершов…

Михаил Ершов: Какая разница, продавать это в палатке или продавать в супермаркете? Если пиво все равно остается доступным, можно пойти в любой магазин и купить его, то я просто не вижу смысла в этой идее.

Любовь Чижова:Представители пивоваренных компаний часто говорят о социальной ответственности перед своими потребителями. Не секрет, что очень много подростков сейчас пьют пиво. И представители медицинских кругов и общественности как-то этим очень недовольны. Что вы вкладываете в понятие «социальная ответственность»?

Михаил Ершов: Прежде всего развитие культуры питья, которая, я считаю, была загублена за долгие годы, когда пиву придавался имидж антисоциального напитка, что его пьют только алкоголики по утрам и все такое. Если взять ту же самую Германию, Чехию и другие страны с богатой пивной историей, там к этому абсолютно спокойно относятся, потому что есть именно культура, когда с детства человек не видит в пиве какого-то запретного плода и, став чуть старше, оторвавшись от родительской опеки, начинает дорываться до пива, относятся абсолютно спокойно. Во всех этих странах негативно относятся к чрезмерному потреблению пива. Я вижу эти инициативы в том, что нужно больше уделять внимания социальной рекламе, здоровому образу жизни и пропагандировать культуру питья, что не надо сидеть на лавочке, пить из бутылки пиво.

Любовь Чижова:Михаил, если еще порассуждать о культуре потребления пива, как, вы думаете, сделать так, чтобы с улиц российских городов и населенных пунктов других исчезли эти люди с бутылками пива в руках?

Михаил Ершов: Это очень сложно. Потому что эти люди другого поколения, которое именно так употребляло пиво. Это нельзя сделать в течение года даже. Просто нужно пропагандировать, что пиво пьют дома. В рекламных роликах реклама пива зажимается и людей сейчас нельзя показывать, но показывать, что пиво – это напиток, который потребляют в баре или дома из кружки обязательно. Потому что даже с точки зрения вкуса и аромата пива, если человек пьет его из бутылки, он просто не почувствует правильно вкус пива.

Любовь Чижова:Но ведь медики все равно относятся к пиву негативно и у них даже существует термин «пивной алкоголизм». И они обвиняют пивные компании в том, что чрезвычайно агрессивна реклама пива идет и по радио, и по телевидению.

Михаил Ершов: Я с этим не совсем согласен. Как пример просто приведу. Общался с людьми, которые меня намного моложе, общаюсь по поводу велосипедов, покататься и так далее. Человек сам конкретно сказал, молодой человек, где-то 17 было: я пиво не пью, потому что мне не надо – я спортсмен. Если пропагандировать здоровый образ жизни и если показывать молодым людям, что для достижения определенных целей вам не нужен алкоголь, то все это само собой разрешится.

Любовь Чижова:Разговоры о том, что в Москве следует запретить продажу пива в палатках, имеют не только экономическую, но и медицинскую подоплеку. Наркологи давно ввели в обиход термин «пивной алкоголизм», которым , по их данным, в последнее время страдают не только взрослые, но и подростки. Два года назад в России был принят закон «Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков на его основе». Федеральный закон «О рекламе» запрещает рекламу пива в телепрограммах с 7 до 22 часов, в этой рекламе запрещено использовать образы людей. Но заместитель директора фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергей Полятыкин не скрывает своего разочарования: все эти меры ни к чему не привели. Итак, чем же опасно пиво, с точки зрения нарколога?

Сергей Полятыкин: Сочетание алкоголя с углекислым газом и другими продуктами брожения, которые являются канцерогенами, вплоть до того, что там содержатся вещества, которые образуются в том числе и при разложении, скажем, белковых организмов, то есть в трупах содержатся которые. Там также содержатся опьяняющие вещества из хмеля, которые сами по себе могут опьянять. Поэтому алкоголь из пива в желудке всасывается достаточно быстро, быстро достигает состояние опьянения, это опьянение достаточно тяжелое из-за того, что много балластных веществ. Так же эти вещества воздействуют и на функции печени, из-за чего интоксикация после попадания алкоголя в кровь медленнее происходит. То есть более длительное, более тяжелое опьянение от пива, чем от водки.

Любовь Чижова: Звучит устрашающе.

Сергей Полятыкин: Да, на самом деле так. Кроме того из-за того, что западные производители пива почувствовали снижение продаж в западных странах пива, там падает потребление, они все ринулись на восток. В России почти все производство пива принадлежит иностранцам, в том числе корпорация «Балтика» крупнейшая, это пополам датчане как раз и британцы владеют, управляет шведская корпорация фирмой «Балтика». И была очень массивная экспансия. Какие ресурсы были брошены на то, чтобы внедрить в сознание россиян идею о том, что потребление пива – это прикольно, это социально приемлемо, это хорошо, что ты будешь успешным, если будешь пить пиво, что ты будешь настоящим мужиком, что тебя будут любить девочки и так далее. Была огромная массированная кампания, которая имела серьезные результаты. Стало социально приемлемым потреблять пиво везде, в любом месте и в любом возрасте. Появление ребенка 13-летнего с пивом и с сигаретой на улице стало нормой, к сожалению, для России.

Любовь Чижова: Сергей Анатольевич, пивной алкоголизм – это реальность или миф?

Сергей Полятыкин: Это реальность. Поскольку очень рано начинается потребление пива, в 12 фактически лет, и является социально приемлемым, то есть не вызывает реакцию отторжения у окружающих. Это как бы между прочим, мимоходом, для этого не надо специально идти в кафе, выбирать время, компанию, друзей и так далее. Скажем, один литр пива с содержанием алкоголя 5% - это 125 миллилитров водки. Поэтому если человек выпивает каждый день по две бутылки пива, по поллитра – это 125 миллилитров водки. Фактически это по международным стандартам прямая дорога в хронический алкоголизм, такое потребление алкоголя.

Любовь Чижова: В России некоторое время назад ограничили рекламу. В некоторых российских городах вообще запрещена реклама пива. Это как-то сказалось на количестве людей, которые пьют?

Сергей Полятыкин: Теперь реклама фактически не нужна, вот этот сам стереотип воспроизводится уже на улицах, в семье. Кроме того, экономический механизм включен. Пиво стоит 26 рублей бутылка, то есть дешевле молока и дешевле, чем хорошее мороженое. Поэтому подросток с подружкой подходит к киоску, к палатке на улице, он делает выбор экономический: он покупает две бутылки пива и пачку сигарет и это дешевле, чем две бутылки хорошей воды и два хороших мороженых.

Любовь Чижова: А вот известный диетолог, директор Самарского НИИ Диетологии Михаил Гинзбург не так категоричен: он считает, что пиво пить можно. И в небольших количествах даже полезно. Но главное – знать меру, считает специалист.

Михаил Гинзбург: Есть ли в пиве витамины? Да, есть. Скажем, любой продукт питания, например, хлеб или кусок мяса или, скажем, каша какая-то содержат этих витаминов несопоставимо больше. Есть ли в пиве минералы и микроэлементы? Безусловно, есть. Но опять же те же продукты, как, допустим, кисломолочные продукты, фрукты, хлеб, мясные, рыба содержат этих минералов и микроэлементов несопоставимо больше. То есть в этом смысле рассматривать пиво как источник каких-то необходимых нам витаминов, минералов и микроэлементов я бы не стал.

Любовь Чижова: С точки зрения диетологии, культуры питания, пиво с какими закусками может употребляться?

Михаил Гинзбург: Можно, наверное, определить группу людей, которым бы я советовал очень сократить потребление пива. Разовое количество, условно говоря, не больше стаканчика, а количество таких стаканчиков в не больше трех. Например, людям с артериальной гипертонией, например, людям с избыточным весом.

Любовь Чижова: Пиво калорийно?

Михаил Гинзбург: Да нет, оно не очень калорийно, но как любой алкогольный напиток требует после себя закуски, то есть оно здорово меняет пищевое поведение человека. Человек в день, скажем, потребляет три стаканчика пива, но перед каждой едой, то вклад калорийный получается очень небольшой. Но суммарная калорийность может выскочить процентов на 30-40, повысится за счет закуски. Потому что алкоголь влияет на пищевое поведение довольно грубым образом. Там несколько есть механизмов, по которым аппетит и количество пищи увеличивается после приема алкоголя, во-первых, во-вторых, снижается критика. Если человек до алкоголя еще как-то думал, что полезно, что вредно, сколько еще можно и так далее, то после приема алкоголя он уже: один раз живем, да ладно. Но с третьей стороны тоже очень интересно. Вот смотрите: мы же едим пищу не только, чтобы пополнить запас питательных веществ и не только, чтобы пополнить запас энергии. У еды есть еще одно свойство – свойство создавать и поддерживать психо-эмоциональный комфорт, доставлять нам специфическое пищевое удовольствие. Большинство людей, кстати, с избыточным весом, они пытаются с этим свойством пищи бороться и срываются и едят еще больше. Так вот, с этой точки зрения пиво, как продукт, приносящий любителям, скажем, пива удовольствие, его тоже нельзя сбрасывать со счетов. Вот тут уже интересен вопрос меры. Вся диетология определяется от количества, количества калорий, количества жиров, белков, какие жиры, какое количество, какие белки, какое количество. С лакомствами там очень интересно. Можно получить удовольствие от лакомства очень небольшого количества, если есть его не спеша, смакуя, с удовольствием, растягивая удовольствие. И можно получить какие-то неприятные ощущения, если съесть много лакомства, например, сразу полторта или сразу плитку шоколада. Это в полной мере касается алкоголя и пива. Если человек пьет пиво, во-первых, когда он уже сыт, то есть не надо пить пиво натощак, во-вторых, когда пьет очень-очень медленно, пьет его очень с удовольствием и пьет его мало. И тогда полстаканчика пива могут принести человеку настоящее, продуманное, качественное удовольствие. Пиво лучше закусывать закусками, которые препятствуют всасыванию. Это хлеб, это мясо.

Любовь Чижова: Пока московские чиновники раздумывают – запрещать или нет продажу пива в ларьках, в Санкт-Петербурге открывается выставка «Композиция с пивом». На ней, как сообщается в пресс-релизе, будет представлено более 60 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства 17-20 веков из коллекции Русского музея, а также исторические пивные бутылки и керамические пробки.

XS
SM
MD
LG