Ссылки для упрощенного доступа

Экспериментальное кино на Московском международном кинофестивале


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Елена Фанайлова.

Андрей Шароградский: Сейчас о Московском международном кинофестивале. На линии прямого эфира наш специальный корреспондент на фестивале Елена Фанайлова. Елена, здравствуйте. Расскажите подробнее, за какой программой вы следите сегодня, и какова вообще атмосфера на фестивале?

Елена Фанайлова: Здравствуйте, Андрей. Я слежу за конкурсом, который называется "Перспективы", это экспериментальное кино и дебют. В этом году организаторы решили сосредоточиться все-таки на экспериментальном кино, потому что, например, трудно назвать дебютантом Андрея Эшпая, он известен зрителю как режиссер многосерийного фильма "Дети Арбата" по трилогии Анатолия Рыбакова, он также снимал драму "Многоточие" по повести Виктора Некрасова в 2006 году. Он автор недавнего телесериала "Иван Грозный", который прошел на канале "Россия" буквально на мае. Он уже работал на Московском международном фестивале - фильм по пьесе Владимира Набокова "Событие". Действие происходит в 20-х годах. Эта пьеса ставилась в театре, но никогда не была экранизирована, ставилась в Москве. Режиссер сказал, что главным для него было показать беспечность человека перед грядущей катастрофой, нежелание смотреть правде в глаза, неспособность анализировать ни собственные чувства, ни окружающую действительность. По его словам, в фильме есть некоторое скрытое послание обществу. Из круглого окна герои этой пьесы "Событие" вполне могли бы наблюдать за факельным шествием фашистов, но они его не замечают, потому что заняты своими чувствами. В главных ролях Чулпан Хаматова, Евгения Симонова, известный театральный актер Игорь Гордин, он довольно молодой актер, в кино пока не появлялся. "Событие" снят даже не как фильм-спектакль, а фильм внутри спектакля. Это чисто такая театральная инсталляция. Актеры одеты и загримированы достаточно вычурно, все это напоминает отчасти эстетику сокуровского "Скорбного бесчувствия". Я бы сказала, что в этом фильме формальный эксперимент преобладает над какой-то сердечной что ли логикой. В этом смысле все фильмы конкурса "Перспективы", о них можно сказать то же самое: скорее интересно, как интерпретируется содержание некоего сценария, некоего произведения, чем действительно ты сочувствуешь героям.
Вчера была показана лента нидерландского режиссера Хееркенса, она называется "Последний разговор". Основана она на старой известной пьесе Жана Кокто под названием "Человеческий голос". Немало актрис и французского театра, и даже советского театра блистали в этом моно-спектакле. Действие перенесено в современный мир, героиня, несмотря на то, что она рассталась с мужчиной, не сломлена, она адвокат, человек очень активной профессии. Здесь техническая блистательная составляющая заключается в том, что эта женщина в течение 75 минут едет по автобану, по зимней трассе, она везет "Ягуар", разговаривает в это время по мобильному со своим бывшим возлюбленным и за ней следят 25 камер. То есть это фильм, который снят буквально одним эпизодом. Режиссер сказал, что его очень интересовал эксперимент Сокурова подобного рода, фильм "Ковчег", снятый в Эрмитаже таким образом. Но даже несмотря на то, что это очень известная нидерландская актриса Йохана тер Стеге, это настоящая звезда, внимание зрителей все равно не может поддерживаться этой технологической машиной. Потому что чего-то явно не хватает этому фильму. Я еще раз могу сказать, что это очень эстетское отношение, видимо, к действительности.
Тем же самым, может быть, чрезмерным эстетизмом страдает и лесбийская драма под названием "Я тебя съем", она тут вызвала наибольший шум на фестивале. На мой взгляд, говорить стоит не о том, что это скандал, потому что это фильм о лесбийской любви, а скандал, потому что этот фильм о страдании. Это фильм о том, как человек в силу своей эксцентричности любую любовь может превратить в патологию. В определенном смысле это фильм (?) "Пианистка" Ханеке, поскольку главная героиня фильма "Я тебя съем" является пианистка, которая только обучается этому искусству. В общем-то, здесь можно сказать, что неспособность анализировать собственные чувства, о которых говорил Андрей Эшпай, она доводит героев этого фильма до какой-то внутренней катастрофы.
И фильм узбекского режиссера Елкина Туйчиева (он, надо сказать, три года назад получил приз "Перспективы" с картиной "Источник") имеет какой-то медийный абсолютно характер. Его главная героина - актриса, которая бесконечно снимается в разных мыльных операх, сериалах, рекламе. В это время совершенно теряет контакт со своим мужем и сыном. То есть они разговаривают какими-то странными, отчужденными фразами. В фильме она изображает актрису, которая постепенно становится глухой. Это как бы трагедия, нам показывают трагедию, но поскольку это все снято через десяток кавычек, через какие-то европейские цитаты, там, опять же, бесконечно отсылки к Кокто, как не удивительно… Актриса на фоне экрана говорит о том, что экран съедает ее жизнь. Какие-то все-таки, мне кажется, вторичные работы, хотя, видимо, для киномана, для эстета, для человека, увлеченного видео, наверное, это очень важно.

Андрей Шароградский: Спасибо.
XS
SM
MD
LG