Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Ясин о вице-премьере правительства Игоре Сечине


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Васильев.

Андрей Шароградский: Сразу несколько событий последних дней связаны с именем Игоря Сечина - вице-премьера правительства, главы совета директоров компании "Роснефть". Во-первых, подписано курируемое Сечиным соглашение между Россией и Китаем: Россия будет поставлять КНР 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет. Стоимость сделки - 100 миллиардов долларов. Во-вторых, прошло очередное собрание совета директоров "Роснефти", которое приняло и отчет компании, и все основные предложения совета директоров, в том числе по выплатам бонусов, невзирая на протесты отдельных миноритарных акционеров.
"Роснефть" аккумулировала в последнее время крупнейшие мощности и месторождения для того, чтобы стать одной из крупнейших нефтяных компаний мира. При этом - оставаясь государственной. Формально у нее задуманное получилось. А фактически? Такой вопрос мой коллега Юрий Васильев задал директору Высшей школы экономики Евгению Ясину.

Евгений Ясин: Я бы здесь не стал бы делать таких прямолинейных выводов. У меня в руках нет данных, которые позволили бы сказать, что "Роснефть" так уж плохо работает, что она уступает по качеству управления другим нефтяным компаниям, как, например, "Сургутнефтегаз" или "Лукойл" и так далее. Просто нет таких данных, я не хочу заниматься домыслами. Что касается того, что эта крупнейшая нефтяная компания России является государственной, то я противник этого. Но не потому, что я сегодня вижу какие-то прямые доказательства того, что она хуже работает. Другое дело, она, конечно, не лучше работает, чем работал ЮКОС. Просто я хочу напомнить, что с самого начала вся операция с ЮКОСом в определенном смысле представляла собой попытку забрать все ресурсы и передать их в руки государства, в руки "Роснефти" или какой-то другой компании. Вот это и произошло.
"Байкалфинансгрупп" был вынужденный и очень некрасивый маневр, который был придуман, когда стало ясно, что взять ресурсы на Западе для того, чтобы напрямую передать, чтобы "Роснефть" могла приобрести активы ЮКОСа, "Юганскнефтегаз" и так далее, не получилось. Я напомню вам, что был такой момент, когда судья в Америке, в Техасе, предупредил банки, которые собирались организовать этот кредит, что там есть претензии на соответствующие активы, они могут иметь неприятности. Точно формулировки я не помню, но вот эти банки, которые брались за эту операцию, они отказались ее делать, хотя уже через неделю судья поменял свое решение и, в общем, они могли, переждав неделю, уже продолжать свое дело. Но тогда и была придумана эта операция с "Байкалфинансгрупп", которая, с моей точки зрения, просто верх неприличия. Но, тем не менее, она была проведена и беззастенчивость наших властей этим только была лишний раз доказана.

Юрий Васильев: Как можно оценить Игоря Ивановича Сечина с позиций бизнеса? Вот именно как нефтяной бизнесмен, крупнейший нефтяной бизнесмен, что нового привнес он по сравнению, с допустим, с подходами 90-х годов и даже начала 2000-х?

Евгений Ясин: Я лично достаточно высоко ценю умственные способности Игоря Ивановича. Уважаю, прямо говорю. Потому что он человек крайне неглупый, а, кроме того, человек, умеющий играть в долгую, строить интригу и, в конце концов, очень часто добивающийся успеха. Почему он добивается успеха? Потому ли, что он очень сильный бизнесмен или потому, что он просто человек, который умеет играть в рамках нашего государственного аппарата, я думаю, скорее второе. Он близкий человек к Владимиру Владимировичу Путину. Я думаю, что он часто дает ему советы и эти советы не оставляются без внимания. В этом, я думаю, его главная сила. Если хотите, с моей точки зрения, это не то, чтобы я имел какие-то уж очень большие основания, но, как я рисую себе картину организации нашей власти, я думаю, что имеющиеся группировки силовиков и либералов, в кавычки это беру, потому что Игоря Ивановича никак формально силовиком назвать нельзя, но, тем не менее, он именно возглавляет группировку силовиков, является наиболее сильной фигурой среди них, им противостоят либералы. Я уж не знаю, кто там, Кудрин или еще кто-то. Владимир Владимирович как бы любит играть на противоречиях между этими группами. Должен сказать, что в последнее время Игорь Иванович побеждает и нужно это ясно видеть. Это никакого отношения к нефти или к газу не имеет. Хотя, в общем, он смог удержать контроль "Роснефти" над нефтью без попадания в зависимость от "Газпрома", что было уже, кажется, почти что решено. А сегодня мы с вами сталкиваемся с таким явлением, как отказ России вступать в ВТО, точнее, можно поправить юридически, сказать, что она хочет вступить в ВТО, но уже в рамках Таможенного союза и так далее, и тому подобное.

Юрий Васильев: Плюс так называемое "пакетное вступление".

Евгений Ясин: Да. Вот это явная победа силовой группировки. Участвовал в этом Сечин или нет, я не знаю, но то, что ему можно засчитать победу и поражение всем либеральным силам в России и вообще тех, кто думает о модернизации и развитии, это просто совершенно очевидно. На мой взгляд, мы теперь получим в самом лучшем случае затяжку вступления России в ВТО или в составе Таможенного союза минимум на пять лет, если нынешние структуры государственной власти будут сохраняться.
XS
SM
MD
LG