Ссылки для упрощенного доступа

Белоруссия продолжает переговоры с представителями Евросоюза


Александр Лукашенко встретился с комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Ферро-Вальднер в Минске, 22 июня 2009
Александр Лукашенко встретился с комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Ферро-Вальднер в Минске, 22 июня 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.
Андрей Шарый: Комиссар Европейского союза по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер сегодня в Минске провела переговоры с руководителями республики и встретилась с представителями оппозиции.

Игорь Карней: Утром 22 июня Бенита Ферреро-Вальднер встретилась с представителями белорусской оппозиции, где заявила: "В Евросоюзе уже давно не носят розовые очки, мы реально оцениваем ситуацию в вашей стране".
Экс-председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич после встречи с еврокомиссаром сообщил: "Бенита Ферреро-Вальднер имеет достаточно глубокое понимание того, что происходит в стране". По словам Шушкевича, она намерена прислушаться ко всем сторонам, поэтому есть надежда, что ее позиция будет способствовать изменению ситуации в Белоруссии. При этом Станислав Шушкевич отметил: белорусские участники встречи говорили о том, что никаких существенных изменений в Белоруссии не происходит. По-прежнему отсутствуют свобода слова, свобода собраний и ассоциаций, в тюрьмах находятся политзаключенные. В ответ на это госпожа Ферреро-Вальднер сказала, что знает, в каких тяжелых условиях приходиться действовать активистам гражданского общества. Но отметила, что изменения в Белоруссии неизбежны. В этой связи председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько уточняет, что по многим вопросам позиции еврокомиссара и оппонентов власти совпадают.

Анатолий Лебедько: Она хорошо знает нашу ситуацию, перечислила по пунктам, что было сделано. И отметила, что сделанного недостаточно, чтобы говорить о большом прогрессе. Сделан акцент на том, что есть понимание: власть хотела бы работать только в экономической сфере, однако сотрудничество между Брюсселем и Минском может идти только одновременно - и по экономике, и по демократизации ситуации. Это пакетный подход, но не может быть как в ресторане: выбрать что-то одно, а на остальные блюда не обращать внимания. Она вызвалась способствовать тому, чтобы политическая оппозиция была интегрирована в переговорный процесс относительно избирательного законодательства. Так же сказала, что и во время встречи с Лукашенко сделает акцент на пунктах, которые фактически и мы предлагаем европейцам: создание условий для деятельности политических партий и общественных организаций, исправление ситуации с масс-медиа и так далее. Здесь наши позиции целиком совпадают.

Игорь Карней: Также Бенита Ферреро-Вальднер встретилась в Минске с министром иностранных дел Белоруссии Сергеем Мартыновым. "Это мой первый визит в вашу страну и первый в истории визит еврокомиссара в Белоруссию. Поэтому я оцениваю его как очень важный и символичный шаг".
Более подробный разговор состоялся с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Белорусский лидер напрямую дал понять, что готов поменять политический вектор с восточного на западный. "Мы искренне желаем, хоть кому-то это не нравится, построить с вами хорошие отношения", - констатировал Лукашенко. В этих словах многие услышали намек на Россию.

Александр Лукашенко: Может быть я не похож на дипломата в белой рубашке. Я считаю, что политика должно носить искренний характер. Даже если тебе сегодня это невыгодно, надо правду сказать. Потом, спустя некторое время, все равно обнаружится ложь, и из ситуации будет выходить очень сложно. Чего мы хотим от Европы? Мы хотим, чтобы Европа понимала: Белоруссия - это не только географической центр этого континента. Здесь существует суверенное и независимое государство. Это великое достояние любого народа. И посягать на суверенитет и независимость, как бы кому-то ни хотелось, мы позволить не можем. В силу того, что менталитет белорусского народа - это доброта и порядочность, мы хотели бы нормального отношения с европейским континентом.

Игорь Карней: Президент так же подчеркнул: в последнее время в Евросоюзе активизировались политики, которые считают, что, мол, Лукашенко ведет игру с Европой, но при этом ничего не собирается менять в стране и в отношениях с Евросоюзом. Лукашенко заверил гостью, что хотел бы выстроить нормальные отношения с Евросоюзом, поскольку на страны ЕС приходится половина товарооборота, к тому же торговое сальдо для Белоруссии складывается положительное. По его словам, наиважнейшим фактором для Белоруссии являются финансовые ресурсы, кредитование и финансирование. В принципе, эксперты считают, что это как раз главный фактор того, почему Лукашенко вдруг превратился в рьяного "евроинтегратора".
Вместе с тем Лукашенко заметил, что Белоруссия готова стать "соединяющим звеном". Через территорию Белоруссии проходят основные нефтяные и газовые артерии, автомобильные и железнодорожные сообщения. Кроме того, в стране стабильная обстановка - нет межконфессиональных и национальных конфликтов. По мнению Лукашенко, это создает ту основу, на которой Белоруссия и Евросоюз могут строить свои отношения.

Андрей Шарый: О том впечатлении, которое произвели на него встречи с европейским политиком, я расспросил Станислава Шушкевича, бывшего председателя Верховного совета Белоруссии, сейчас одного из лидеров демократической оппозиции.
Смысл есть в такого рода встречах с международными представителями для белорусской оппозиции или это только демонстрация вежливости со стороны Европы по отношению к вам?

Станислав Шушкевич: У меня сегодня было две встречи с высоким комиссаром Бенитой Феррерой-Вальднер. Одна встреча была утром. Я с большим удовольствием ее выслушал. Это очень милая комиссар, в общем-то, разбирается в том, что происходит в Белоруссии. Она как бы сняла розовые очки. Ее оценка того, что происходит в Белоруссии, не нуждалась в коррекции. То есть мне мало, что можно было ей пояснить. Она сказала, что она с таким пониманием будет вести сегодня переговоры с Лукашенко, и сказала, что она потом расскажет об этом в 15 часов нам. В 15 часов я снова был на встрече, была очень милая компания, практически все послы были, и здесь я понял, что 2,5-часовой разговор, в общем-то, не привел ни каким сдвигам. Она не могла сказать, что мы достигли какой-то договоренности по каким-то вопросам, мы достигли чего-то по какой-то позиции. Иллюзии кончаются, наша власть продолжает ту же линию. Без изменения законодательства избирательного у нас не может быть никакого шага ни к правам человека, ни к демократии. По-моему, это из этих разговоров было уловлено. Она не сказала ни об одной позиции, по которой была бы достигнута договоренность, по которой была бы надежда на то, что отношения будут развиваться достойным образом.

Андрей Шарый: Следует ли из сказанного вами, Станислав Станиславович, что Лукашенко не удастся использовать карту ЕС в своих отношениях с Москвой?

Станислав Шушкевич: Думаю, что не удастся. Посол России тоже был, он очень внимательно ее слушал и, по-моему, он очень остался доволен ее выступлением. То есть, что Запад не повернул Лукашенко в свою сторону.

Андрей Шарый: Как вы считаете, какую политику должен проводить Европейский союз по отношению к Белоруссии, с точки зрения демократической оппозиции в вашей стране?

Станислав Шушкевич: Я бы одну только вещь посоветовал Европейскому союзу. Пусть он поспособствует тому, чтобы наши молодые люди узнали, что такое Европа, и потом он снимет эту дикую цену на визы, в 60 евро за визу, для молодых людей. Допустим, для людей до 25 лет. Потому что все остальное, это так много условностей и так много взаимонадувательство, что я пока не вижу никакого прогресса на этом пути.

Андрей Шарый: То есть вы считаете, что молодые белорусы съездят в Европы, вернутся на родину и сметут режим Лукашенко, поскольку они понимают, что так дальше жить нельзя.

Станислав Шушкевич: Вы подозреваете меня в неконституционных действиях. Я к этому не призываю. Это почти 1812 год, когда молодые офицеры российские побывали в Европе и поняли, что нужно менять дела в России. По-моему, если много молодых белорусов без войны, как это было в 1812 году, побывают в Европе, то они поймут, что так дальше жить нельзя.

XS
SM
MD
LG