Ссылки для упрощенного доступа

Закончилась государственная аттестация в российских школах


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Андрей Шароградский: Закончилась государственная аттестация - проведение единого государственного экзамена по 14 общеобразовательным предметам в 83 субъектах Российской Федерации. Об успехах и неудачах вчерашних школьников - в материале Тамары Ляленковой.

Тамара Ляленкова: Единый государственный экзамен репетировали давно - целых восемь лет, и вот он прошел практически для всех, за исключением нескольких категорий, например, инвалидов или иностранцев. В Российской Федерации около 19 000 двоечников, то есть тех, кто по двум основным предметам не преодолел минимального количества балов, - это чуть больше 2 процентов от общего числа участников. Руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова назвала также дисциплины, которые для российских школьников оказались особенно трудны.

Любовь Глебова: Не самые лучшие результаты у нас оказались по информатике - 11,4 процента выпускников, которые пришли сдавать этот предмет, не преодолели границу минимального балла. 10 с небольшим процентов не преодолели минимальную границу по географии. Из иностранных языков самым сложным оказался для выпускников немецкий. Границу по химии не преодолели 9 процентов учеников. И границу по истории не преодолели 8,7 процента. Тезис о том, что система образования дает некачественное образование, не подтвердился. У нас нет снижения качества образования. У нас есть повышение требований к этому качеству.

Тамара Ляленкова: Выпускники оказались в ситуации, когда к ним повышенные требования предъявляются, а образование осталось прежним.

Любовь Глебова: Усиление требований - это не изобретение чиновника. Усиление требований к качеству образования - это требование жизни. На сегодняшний день в первую очередь развитие разных технологий и разных других систем уже в информационном обществе, безусловно, потребовало другого качества образования. Соответственно, появились те измерители, адекватные тому образованию, которое на сегодняшний день дается. И качество этого образования не подверглось сомнению по результатам единого государственного экзамена.

Тамара Ляленкова: Это было мнение руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой. С ней категорически не согласен президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он считает, что результаты ЕГЭ ни в коей мере не отражают уровень знаний российских выпускников.

Сергей Комков: Каждый регион обучался в соответствии со своими программами, имел свое содержание образования, свои подходы, свои требования. И поэтому единые вот такие тестовые задания, которые дали сегодня на все регионы, в каких-то регионах были легче того уровня, который там преподавался, а в каких-то, наоборот, сложнее. Ну, и кроме того, совершенно очевидно, это было и в предыдущие годы, что регионы делают все возможное для того, чтобы максимально завысить результаты единого государственного экзамена. Фактически от этого зависит и статус региона, и зависит целый ряд еще чисто финансово-экономических показателей. Дагестан давал в прошлом году и предыдущие два года результат по русскому языку выше среднего в целом по России. А Башкортостан имел результаты почти в три раза выше, чем в среднем по России, и почти в два раза выше, чем по Москве. Поэтому что касается объективности оценки, то здесь очень серьезные сомнения.

Тамара Ляленкова: Двумя положительными моментами, которыми характеризуют ЕГЭ в Рособрнадзоре, называют то, что только те выпускники будут поступать в вузы, которые этого заслуживают, и минимизация коррупции.

Сергей Комков: Ну, что вы, коррупция при ЕГЭ возросла многократно. Это и огромные массы репетиторов, которые фактически тоже приписываются к коррупционной составляющей. Во-вторых, огромная масса была случаев уже в период проведения ЕГЭ, когда преподаватели решали задания вместо учащихся. Более того, продолжалась практика наличия платных мест, опять вскрывались эти секьюр-паки заранее, за 2-3 дня до проведения экзамена. Продолжалась практика проноса мобильных телефонов. Поэтому коррупционная составляющая категорически и резко возросла.

Тамара Ляленкова: Так считает Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Действительно, анализ статистических данных показал, что некоторые регионы дали результаты, превышающие общероссийские, и там теперь проводится выборочная перепроверка экзаменационных работ. Пока же количество участников ЕГЭ, имеющих возможность поступать в вузы, составляет около 900 тысяч. Мой следующий собеседник - директор Центра довузовской подготовки Российского государственного торгово-экономического университета Николай Машкин.

Николай Машкин: Я против ЕГЭ. Знания не получают наши абитуриенты. Идет натаскивание на одну и ту же дисциплину какую-то, а те дисциплины, которые не нужны, они остаются за бортом. Знания не получают.

Тамара Ляленкова: Вы все-таки директор Центра довузовской подготовки. Вы учитывали ЕГЭ каким образом?

Николай Машкин: Мы уже перестроились. Мы знали, что будет ЕГЭ, и преподавателей наших настроили на ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. Но раньше была география, а наше министерство только в январе сказало, что географии не будет, отменяем. Но это не только наш вуз попал в такое положение, это все вузы страны. А ввели обществознание. Посчитали - 5,5 процента обществознание не знали. Почему-то низший порог по обществознанию - 39 - это очень высокий. Вот еще один момент, что устанавливать низший порог: для обществознания - 39, для математики - 37, для русского - 21 - откуда это все взяли? Они оценивать начинают уже не по тому, как сдали, а сдали 80 процентов - начинают после этого выводить балл. А почему заранее не сделать? Откуда цифра взялась? Вот здесь вопросов столько, что ни один академик вам не ответит.

Тамара Ляленкова: Рассказывал директор центра довузовской подготовки Российского государственного торгово-экономического университета Николай Машкин.
Так и получается: экзамен сдали, а вопросы остались. В том числе, по результатам ЕГЭ. Более 42 тысяч участников испытания подали апелляции, и даже в Рособрнадзоре считают, что это очень незначительное число. Просто не все пока знают, куда обращаться и какова процедура.
XS
SM
MD
LG