Ссылки для упрощенного доступа

Иранские события активно обсуждаются в Германии


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.

Евгения Назарец: Правительство Великобритании решило выслать из страны двух сотрудников иранского посольства в ответ на высылку двух британских дипломатов из Тегерана. Конфликт между Ираном и Великобританией начался из-за акций протеста, проходящих в Тегеране после объявления результатов президентских выборов. Многие иранцы считают результаты голосования подтасованными. США считают, что нынешняя полна протестов оппозиции в Иране свидетельствует о начале перемен в этой стране. И в то же время, как заявил представитель Белого дома Роберт Гиббс, США не будут вмешиваться в ход событий в Иране. Иранские события активно обсуждаются и в Европе, в частности в Германии.

Юрий Векслер: Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в понедельник.

Ангела Меркель:
Я призываю политическое руководство Ирана разрешить свободное волеизъявления на демонстрациях и дать возможность журналистам свободно сообщать о происходящем в Иране. Я призываю прекратить использовать насилие против демонстрантов и выпустить арестованных во время последних событий на свободу.

Юрий Векслер: В Германии, где есть единство в осуждении применения насилия против демонстрантов в Иране, разброс мнений по поводу того, какой должна быть официальная реакция Германии и Евросоюза, весьма велик. Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека, член партии ХДС Гюнтер Нооке считает поддержку демонстрантов в Иране со стороны европейцев недостаточной.

Гюнтер Нооке: Я не очень люблю слова "вмешательство" и "невмешательство". У меня хорошая память гражданина ГДР: иногда нам было действительно приятно, когда, например, Франц-Йозеф Штраус находил ясные и откровенные слова в беседе с Хонеккером. Власти ГДР воспринимали их всегда как вмешательство, но те, чьи права были нарушены, были рады, что кто-то все же называл вещи своими именами.

Юрий Векслер: Гюнтер Нооке делает вывод...

Гюнтер Нооке:
Если мы хотим соблюдения прав человека в Иране, то мы должны открыто поддерживать тех, кто требует положить конец исламской республике.

Юрий Векслер: С радикальной позицией Нооке не согласен депутат Бундестага от социал-демократов Рольф Мютцених.

Рольф Мютцених: Наше правительство незамедлительно отреагировало и вызвало иранского посла, как только появились первые признали конфликта, как только стало известно об ограничении свободы действий журналистов. Я счел это верным и полагаю, что и последующие шаги были взвешенными, потому что мы должны быть осторожными. Критика отсюда, из Европы, вмешательство отсюда кажется иногда очень удобной позицией, но демонстранты на иранских улицах остаются, несмотря ни на что, страдающей стороной.

Юрий Векслер: Совсем иначе видит ситуацию выдающийся немецкий журналист, знаток Востока, 85-летний Петер Шоль-Латур. Он заявил во время телевизионного ток-шоу во вторник:
"Муссави не является типом реформатора, как мы себе это представляем. Ведь он в течение семи лет при правлении Хаменеи и в течение войны с Ираком был премьер-министром и проводил внутри страны жесткие мероприятия, в том числе санкционировал и многочисленные казни. Это жесткий исламист. Он противоположность по отношению к своим сегодняшним приверженцам, которые, по сути, хотят больше свобод западного толка". Петер Шоль-Латур в своем выступлении поддержал осторожную позицию Барака Обамы, он, в частности, сказал: "Обама абсолютно прав в том, что продолжает вести себя столь осторожно. Теперь, после речи в Каире, никто не сможет сказать, что демонстранты были подстрекаемы из США. В интересах демонстрантов и нам надо вести спокойно. Европейцы не должны повторить ошибку Буша и выступить в роли, которую уже когда-то сыграло его правительство. Что касается Обамы, то у нас нарисован его абсолютно неверный портрет. Он - политик реальности".
XS
SM
MD
LG