Ссылки для упрощенного доступа

Война с политбюроботами


Англо-американское издательство Palgrave Macmillan выпустило книгу историка Лоуэлла Шварца "Политическое противостояние Кремлю" (Lowell Schwartz. Political Warfare against the Kremlin). Исследование посвящено американской и британской пропаганде первого периода холодной войны.

Труд Лоуэлла Шварца посвящен теории и практике антикоммунизма, созданию всем известных институтов холодной войны – Русской службы Би-Би-Си, Голоса Америки, Радио Освобождение, которое с 1959 года стало именоваться Радио Свобода. Заключительная глава почти 300-страничной книги отдана культурному проникновению в коммунистическую кухню и советскую жизнь.
Одно время казалось, что перестройка смела советские идеологические построения о западных кознях против СССР. Однако сегодня эти построения преспокойно вернулись

Лавинообразно растущий интерес к периоду холодной войны заметен сегодня всем. Но если российские исследования этой исторической эпохи проецируются в основном на вооруженные и дипломатические конфликты (ну, и, естественно, на героические убийства и диверсии российских чекистов), то западные книги об этих же временах раскрывают будни холодной войны, как интеллектуальную и психологическую игру живых людей, носящих конкретные имена. Перед нами – настоящая история с персонажами из плоти и крови, с надеждами и человеческими слабостями, а не с шарнирными политбюроботами.

Вот что при этом странно: у холодной войны нет безусловных рамок. Когда, например, она закончилась? Одни говорят, что ей положила конец политика Горбачева и Рейгана. Другие напоминают о давно уже ушедшем детанте.

Да и с началом холодной войны по-прежнему неясность: кто относит его к Фултонской речи Черчилля, кто – к ждановскому постановлению о журналах "Звезда" и "Ленинград". А Анна Ахматова, например, вообще возводила противостояние держав к своей встрече с Исайей Берлином в Фонтанном Доме в 1945 году.

Одно время казалось, что перестройка смела советские идеологические построения о западных кознях против СССР. Однако сегодня эти построения преспокойно вернулись, но с российской стороны архивы не раскрываются и персонификации политических поступков не происходит. Лучшая основа для фальсификации истории.

Западные же исследования (и книга Лоуэлла Шварца тому пример) интересны уже потому, что действовавшие в холодную войну лица – это целый мир активных и проницательных людей, среди которых не только знаменитости на политической поверхности (Джордж Кеннан, братья Даллес, Гарри Трумен или Дуайт Эйзенхауэр), но и эксперты, консультанты, всевозможные знатоки – саперы, наводчики и радисты долгой схватки с коммунизмом.

Вот, хотел написать об истории, а вышло снова о наших днях.
XS
SM
MD
LG