Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. События в Иране и будущее иранской ядерной программы


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Юрий Жигалкин: Как исход противостояния властей и оппозиции в Иране может отразиться на иранской ядерной программе? Американские эксперты ожидают обострения противостояния, которое может привести к конфликту. Слово – Яну Рунову.

Ян Рунов: В случае полной победы нынешнего режима ядерные разработки могут быть ускорены, полагают некоторые американские аналитики. С другой стороны, как надеются в Белом доме, противостояние иранскому режиму со стороны оппозиционно настроенной части населения может вынудить Ахмадинеджада наводить мосты в отношениях с Западом. Однако Сюзенн Малони, в прошлом советник Госдепартамента по Ирану, считает, что президент Ахмадинеджад, оставшийся у власти, скорее всего будет затруднять переговоры по ядерному вопросу. Малони говорит, что если режиму удалось подавить внутреннюю оппозицию, он может так же яростно сопротивляться внешнему давлению и санкциям.
Чего можно ожидать теперь в Иране - большей радикализации режима или постепенного его смягчения?
На этот вопрос ответил Джим Роббинс, редактор он-лайновой версии журнала National Review.

Джим Роббинс: Теперь в Иране идёт борьба внутри клерикального истэблишмента. Причём, борьба не на идеологическом уровне, а на уровне чисто персональном. Поэтому я пока не ожидаю никаких резких поворотов ни к радикализации, ни к либерализации в Иране. Скорее могут произойти изменения в структуре верховной власти и возможна смена личностей.

Ян Рунов: Как это отразиться на ядерной программе Ирана?

Джим Роббинс: Думаю, Иран станет ещё опаснее в этом смысле. После того как режим, не желая того, показал свою уязвимость, и обвинил другие государства в подстрекательстве к беспорядкам и в угрозе своей безопасности, он, естественно, постарается укрепить свою власть, ещё больше изолировать свой народ от внешнего влияния, и ускорить создание ядерного оружия. Я полагаю, что подавление волнений в стране укрепит позиции тех в руководстве Ирана, кто выступает за создание ядерного оружия как можно скорее.

Ян Рунов: Россия одной из первых поспешила признать результаты выборов 12 июня...

Джим Роббинс: Если в России думают, что ядерный Иран, которому Москва продаёт ядерную технологию, представляет опасность не для неё, а только для Израиля, Америки или Западной Европы, это ошибка, и очень серьёзная. Россия, в которой немалый процент составляет мусульманское население, и на Северном Кавказе ситуация остаётся неспокойной, должна понимать, что положение в стране может быть дестабилизировано при появлении нового ядерного соседа.

Ян Рунов: Джим Роббинс надеется, что эти соображения могут побудить Россию занять менее проиранскую позицию в случае возобновления переговоров шести государств - Англии, Франции, Германии, США, России и Китая - с Ираном.
XS
SM
MD
LG