Ссылки для упрощенного доступа

В России проходят акции в поддержку жертв пыток


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.

Кирилл Кобрин: Сегодня Международный день в поддержку жертв пыток, провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН в 1997 году. В нескольких российских городах проходят пикеты, митинги и пресс-конференции, посвященные этой дате. Акции, в частности, запланированы в Москве, Оренбурге, Уфе, Йошкар-Оле. В Нижнем Новгороде аналогичная акция, проходившая в этот день последние восемь лет, запрещена местными властями. По данным Межрегионального комитета против пыток, за последние пять лет в организацию поступило более тысячи заявлений от людей, подвергшихся избиениям и пыткам. К уголовной ответственности за эти преступления пока удалось привлечь только 65 работников МВД и одного представителя Управления федеральной службы исполнения наказаний.

Ольга Вахоничева: В России, как и во многих других странах, исходя из нормативно-правовой базы в области предотвращения пыток, любое насилие или издевательство над людьми, находящимися в том числе и в местах лишения свободы, исключено. Но именно Россия довольно часто игнорирует соответствующие законы, утверждает председатель Межрегионального комитета против пыток Игорь Калягин. По данным исследований института социологии Санкт-Петербурга, проведенным в пяти российских городах, каждый пятый житель крупного города хотя бы раз в жизни подвергался насилию со стороны представителей власти, говорит Калягин.

Игорь Калягин: Это проблема в зеркале общественного мнения. Это, конечно, не означает, что у нас каждый пятый подвергается пыткам, но каждый пятый считает, что он подвергался такому незаконному насилию. На мой взгляд, цифра очень тревожная, то есть я не думал, что это распространено настолько. Если у нас каждый пятый гражданин лично с этим сталкивался и лично подвергался такому незаконному насилию, то им показывать фильмы про добрых милиционеров, наверное, бессмысленно.

Ольга Вахоничева: И это при том, что очень часто узнать о насилии и избиениях граждан сотрудниками правоохранительных органов довольно трудно, дополняет коллегу пресс-секретарь Межрегионального комитета против пыток Максим Прытков.

Максим Прытков: Есть варианты, когда граждане обращаются непосредственно, письменно или по телефону - все равно к нам обращаются. Второй вариант, естественно, мы проводим мониторинг СМИ, те нарушения, которые удается довести до суда, такое бывает, граждане, которые признаны потерпевшими, получают необходимую компенсацию, а сотрудники, в частности, сотрудники УФСИН оказываются за решеткой. У нас и такие случаи есть.

Ольга Вахоничева: Нередко достоянием общественности они становятся благодаря СМИ. Так в феврале 2006 года несколько мам подростков, отбывающих наказание в Костромской воспитательной колонии, сообщили журналистам, что один несовершеннолетний осужденный покончил жизнь самоубийством. Руководство учреждения этот факт тщательно скрывало. В ходе расследования выяснилось, что ребят жестоко избивали, о чем подросток сообщил в предсмертной записке. Чтобы скрыть следы побоев, родителям приехавшим на свидание к своим детям объявили, что в колонии карантин. Вспоминает одна из мам подростков, отбывающих наказание в колонии. Голос, по ее просьбе изменен.

Мама: На четвереньках заставили переползти в Ленинскую комнату, потом они их добивали в Ленинской комнате, одному мальчику разбили мениск, в общем, били по головам, были разбиты головы, лбы, руки в мясо просто были размозжены. Потом они их вывели на 25-градусный мороз пинками и заставили ползти с голыми руками за отрядом по всей территории.

Ольга Вахоничева: Прокуратура Костромской области тогда была вынуждена возбудить несколько уголовных дел. Пять сотрудников были признаны виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия и приговорены к различным срокам лишения свободы. Один из осужденных был заместителем начальника колонии по воспитательной работе, а трое - работниками воспитательного отдела.
К сожалению, "костромская история" является не показательным фактом наказания виновных. Рассказывает житель Нижнего Новгорода Алексей Якимов...

Алексей Якимов: Поздним вечером с 4 на 5 апреля ко мне, к моему товарищу подошли два нетрезвых человека, представились сотрудниками милиции и попросили проследовать с ними до нижегородского ОВД, как они объяснили, для установления личности. Стали пробивать по своей базе данных. В моей биографии оказалось "темное пятно": около 20 лет назад у меня была судимость за кражу. Их это очень разозлило, и с этого момента уже начали, потихоньку разгоняясь, колотить, пристегнули наручниками к дужке сейфа, сбили с ног и уже дальше в течение всей ночи, не останавливаясь, били и издевались, насколько хватало фантазии. Под утро, уже когда на ноги вставать не мог, сказал, что на их действия буду жаловаться. Один из них сказал, что в таком случае живым я уже из этого РОВД не выйду. Вывезли на Гребной канал, наручники сняли и уже без наручников столкнули в воду. И в этот момент я зацепился за бетонный бордюр, выбрался и побежал. Потерял сознание, уже просто не помню, что происходило дальше.

Ольга Вахоничева: Вам удалось добиться наказания сотрудников РОВД?

Алексей Якимов: Нет. Неделю назад провели опознание и все. Начиная с первых дней, как все это произошло, назвали это, во-первых, недоразумением. И последнее, что я знаю, грозятся: был бы человек, статья найдется, раз ты так, то у нас больше возможностей, уголовное дело и на тебя заведем, без разницы какое, будем меняться, короче, твое уголовное дело на уголовное дело этих людей.

Ольга Вахоничева: Случаи безнаказанности виновных в России часты, это одна из причин насилия в российских тюрьмах, следственных изоляторах, говорит Максим Прытков.

Максим Прытков: Люди, которые работают за копейки, будем говорить откровенно, по крайней мере, официально за копейки, от них очень тяжело требовать следования нормам закона, нормам права, нормам своих учреждений, потому что люди не мотивированы. Второй момент очень важный - это реакция наших следственных органов на подобные события. Следственный комитет - очень эффективная структура. Соответственно, у сотрудников возникает чувство безнаказанности. Безусловно, довольно слабый профессиональный уровень сотрудников.

Ольга Вахоничева: Можно ли выделить какие-то из учреждений, в которых сотрудники отличаются особой жестокостью.

Максим Прытков: Конечно, основной сегмент - это МВД. УФСИН, конечно, тоже.

Ольга Вахоничева: Сегодня вечером, в Международный день в поддержку жертв пыток день, общественные правозащитные организации в Москве проведут пикет. Главное требование его участников - освобождение всех российских политических заключенных, об этом в интервью Радио Свобода сообщила руководитель московского отделения "Объединенного гражданского фронта" Лолита Цария...

Лолита Цария: Современные российские тюрьмы и лагеря - это одна сплошная камера пыток. Все заключенных российских тюрем, находятся ли они в тюрьмах за реальные преступлениях или нет, являются жертвами издевательств и пыток. В нашем пикете мы намерены потребовать немедленно освободить всех политических заключенных. И кроме того, провести кардинальные реформы в рабовладельческой организации Федеральная служба исполнения наказаний и в российских судах. Мы считаем, что бесчеловечная фабрика пыток должна быть уничтожена. Вопиющим примером бесчеловечного отношения к людям в тюрьме является пример нахождения в тюрьме именно политзаключенного Василия Алексаняна, за свободу которого мы боролись целый год и было решение Европейского международного суда по этому вопросу, и тем не менее его продолжали держать, смертельно больного, с трудом удалось его перевести и вот только под давлением международных организаций выпустить из тюрьмы. Вот это яркий пример отношения к человеку, чья вина в принципе не доказана была.
XS
SM
MD
LG