Ссылки для упрощенного доступа

В Барнауле проходит международная конференция "Россия и кризис"


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Барнауле Михаил Соколов.

Лейла Гиниатулина: В Барнауле проходит международная конференция "Россия и кризис". Ее проводит германский фонд "Эберти" и российский политик Владимир Рыжков. Из Барнаула - наш специальный корреспондент Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Политологическая конференция на Алтае проводится Владимиром Рыжковым уже 16-й раз. Тема ее злободневна и актуальна - сегодня в центре внимания мировой кризис, а точнее, как доказал президент Института экономического анализа Андрей Илларионов, несколько параллельно проходящих разных кризисов. При этом Андрей Илларионов считает, что единственно верный рецепт выхода из кризиса – отнюдь не рост государственных расходов.

Андрей Илларионов: Грузинские власти после войны и после начала вот этого кризиса, который на нас тоже сказался, что они сделали? Они сказали: мы снижаем налоги, мы снижаем государственные расходы, убираем государственное регулирование, мы будем делать все возможное для того, чтобы хорошо жилось бизнесу – нашему и любому другому, который сюда придет. Знаете, что происходит сейчас в Грузии? Поразительно, кризис у нас, в России, падение ВВП 10% за первый квартал, во втором квартале, апрель-май, -13%, промышленное производство -19%, инвестиции -22%, а экспорт -77%. В Грузии темпы роста +2%! Это не 12%, как было год назад, но это рост, это не падение. Регистрация новых автомобилей, сделки с жильем - там есть небольшое снижение, процентов на 10-15 ниже, чем в прошлом году, но это после войны, в условиях кризиса, без нефти, без газа. Эти показатели лучше, чем в России. Если посмотреть на приток иностранных инвестиций, честно говоря, в это трудно поверить. Они получают сейчас – после войны, в условиях кризиса – иностранные прямые инвестиции на уровне 10% ВВП. Это фантастическая цифра! Китай в течение всех этих лет получал, знаете сколько? На уровне 4% ВВП. Сколько Россия получает со всеми нефтью, газом и так далее? 1% ВВП, причем 70-80% идет в нефтянку и в газ.

Михаил Соколов: Главная проблема России, по мнению представителя Института современного развития Евгения Гонтмахера, кризис управления.

Евгений Гонтмахер: У нас за вот эти все последние годы институтов так создано и не было. В результате сейчас развитие нашего кризиса идет абсолютно стихийно. Действие всех властей – и законодательной, и исполнительной власти - носят в основном такой характер… знаете, было в советское время такое выражение "бить по хвостам"? Уже что-то произошло, потом только начинается на это реакция. То есть абсолютно нет какой-то попытки упредить, понять: а что нужно делать, чтобы как-то опасность упредить? Так называемая вертикаль власти, о которой много так говорили в последнее время, она абсолютно не состоялась, это видно, начиная от знаменитого этого Пикалева, где лично премьер должен был приехать, чтобы там что-то порешать. Там ни один институт, который был на бумаге, не сработал, начиная от неформального института, который называется партия "Единая Россия", кончая профсоюзами, местной властью и даже губернатором. Таких точек достаточно много. Это на самом деле для России очень опасная ситуация: отсутствие институтов, отсутствие процедур выхода из такого рода ситуаций чревато, конечно, самыми непредсказуемыми политическими процессами, политическими событиями. Поэтому повестка дня нашего кризиса прежде всего состоит из того, чтобы из него выйти, если мы сможем из него выйти, с новыми, хорошими, нормальными институтами, которые лежат в поле демократии и рыночной экономики.

Михаил Соколов: Научный сотрудник "Левада-центра" Марина Красильникова привела данные июньских опросов. Считают себя пострадавшими от кризиса 77% наиболее бедных и 63% тех людей, которым хватает денег лишь на еду. Одобряют деятельность правительства в целом 54%, не одобряют – 43%. Но рейтинги президента Медведева и премьера Путина, по опросу июня, находятся на уровне 71 и 79%. На них фокусируются надежды. Несколько месяцев назад до 40% ждало протестов против уровня жизни, сейчас эта цифра 26%, а о готовности участвовать в массовых акциях говорит менее 20% опрошенных. Как отмечает Марина Красильникова, опросы "Левада-центра" показывают: по ощущениям опрошенных, ситуация уже не ухудшается, идет привыкание, общество остается апатичным, желания перемен у большинства населения России нет, как, впрочем, нет желания что-то менять и у российской элиты.
XS
SM
MD
LG