Ссылки для упрощенного доступа

Человек недели



Дмитрий Волчек: Человек недели Радио Свобода – крупнейший иранский кинорежиссер Мохсен Махмальбаф. Вместе со своей коллегой Марьян Сатрапи Махамальбаф выступил против Махмуда Ахмадинежада, который, по официальной версии, был переизбран на пост президента. Выступая в Европарламенте в Брюсселе, Махмальбаф назвал предполагаемую победу Ахмадинежада «государственным переворотом» и заявил, что располагает документом, подтверждающим, что на самом деле большинство иранцев проголосовали за оппозиционного кандидата Мир-Хусейна Мусави. Человека недели представляет кинокритик Андрей Плахов.

Андрей Плахов: Подростком Махмальбаф поступил в ряды антишахской оппозиции, провел пять лет в тюрьме, пока его не освободила исламская революция 79 года. Однако он не стал апологетом нового режима: разочарованный в политике, посвятил себя искусству. «Раньше я был готов взять в руки оружие, теперь предпочитаю борьбе за свободу и справедливость культурную работу», - говорит режиссер. Фильмы Махмальбафа «Велосипедист», «Миг невинности», «Габбех», «Кандагар» стали фестивальной гордостью иранского кино. Однако постепенно разгорается конфликт Махмальбафа с цензурой, которая вынуждает его работать и жить за границей – в Турции, в Индии, во Франции, в Афганистане, в Таджикистане. В свое время Махмальбаф обратился к президенту Ирана с письмом о бедственном положении двух миллионов афганских беженцев. Он же выступил со статьей «Статуя Будды не была разрушена, она сгорела со стыда». На съемках картины с одноименным названием Махмальбафа дважды пытались убить, позднее покушения неоднократно совершались на него и членов его семьи, в которой все кинематографисты, включая дочерей Самиру и Ханну. На съемках фильма Самиры «Двуногая лошадь» шахид совершил теракт, пробравшись на съемочную площадку под видом статиста. Была убита лошадь, ранения получили шесть актеров, а также члены съемочной группы. Дважды во время съемок в кабуле злоумышленники пытались похитить Ханну. Но если те инциденты можно было интерпретировать как уголовные, то последняя история носит явно политический характер. Насилие, от которого Махмальбаф отказался в пользу искусства, бумерангом фатально возвращается к нему. И то, что он вместе со своей соотечественницей режиссером Марьян Сатрапи выступил в Европарламенте с критикой иранских выборов и обнародовал их истинные результаты по секретным данным иранских властей, разумеется, не делает ситуацию всемирно известного режиссера более безопасной.

XS
SM
MD
LG