Ссылки для упрощенного доступа

Российские правозащитники представили итоги общественного мониторинга суда над бывшими совладельцами ЮКОСа


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: Российские правозащитники подвели предварительные итоги общественного мониторинга судебного процесса над бывшими совладельцами ЮКОСа Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Вывод однозначен: второе уголовное дело против бизнесменов следует немедленно прекратить. Соответствующее заявление инициаторы общественного мониторинга уже опубликовали в Интернете, направили в администрацию президента России и теперь намерены разослать послам иностранных государств в России.

Марьяна Торочешникова: "Мы убеждены, что уголовное преследование Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, превратившееся в постыдную пародию на правосудие, должно быть немедленно прекращено по инициативе самого государства, а подсудимые - немедленно освобождены, поскольку по первому приговору они уже отбыли свыше половины срока и вправе рассчитывать на условно-досрочное освобождение", - говорится в заявлении российских правозащитников и общественных деятелей. На протяжении последних трех месяцев они вели мониторинг второго процесса на Ходорковским и Лебедевым и заявляют, что окончательно убедились в абсурдности предъявленных бизнесменам обвинений (сейчас их судят за хищение всей добытой за время существования ЮКОСа нефти и легализацию преступно нажитых средств).
Говорит исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев.

Лев Пономарев: В обвинение Ходорковского и Лебедева поместилось все. Абсурдность особенно очевидная. Это вызов обществу. Неслучайно десятки, сотни уже людей, которые никогда не занимались правозащитой, не были в оппозиции, они говорят: "Друзья, это абсурд! Его надо прекратить". Вот возникает вопрос: мы живем в более свободное время, идет абсолютно абсурдное обвинение - и мы ничего не можем сделать. И вот это ощущение бессилия, оно чрезвычайно важно. И если это абсурдное дело дойдет до обвинений, и люди получат какие-то сроки, это значит, в России можно делать все, абсолютно все, тогда здесь победила репрессивная сила.

Марьяна Торочешникова: Инициаторы общественного мониторинга судебного процесса над Ходорковским и Лебедевым к своему заявлению приложили и краткие свидетельства очевидцев - тех, кто побывал в Хамовническом суде Москвы, где слушается дело. Каждый участник мониторинга дал собственную оценку увиденному, однако их мнения о новом суде над Ходорковским и Лебедевым совпадают. Чаще всего можно встретить замечания вроде: "театр абсурда", "издевательство", "фантасмагория", "позорище" и другие говорящие определения.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая также присутствовала на нескольких судебных заседаниях, отмечает, что именно в этом процессе становится явным полное отсутствие правосудия, видимость которого власти пытаются демонстрировать. "Перед обвинением стоит задача засадить бывших руководителей ЮКОСА в тюрьму еще на пару десятилетий", - говорит Людмила Алексеева и указывает на то, что гособвинение намеренно представляет доказательства таким образом, чтобы пресса потеряла интерес к освещению происходящего в Хамовническом суде Москвы.

Людмила Алексеева: Я думаю, что это сознательный, очень продуманный прием, чтобы отпугнуть публику и средства массовой информации, журналистов от посещения суда. Только в произведениях Кафки так нераздельно сливаются абсурдность и жестокость, несправедливость, из которой, как муха от липкой бумаги, отстать невозможно, некуда от нее деться. Я поражаюсь колоссальной душевной стойкости и Платона Лебедева, и Михаила Ходорковского, которые выдерживают все это, не теряя человеческого достоинства, и находят в себе силы вместо того, чтобы кричать, топать ногами, - иронически улыбаться всему этому.

Марьяна Торочешникова: О том, как государственные обвинители представляют доказательства по делу, нелестно высказались все участники общественного мониторинга. Наблюдатели отметили, что прокуроры оглашают документы не полностью, часто искажают их содержание, читают подряд, не утруждая себя пояснениями, к доказыванию какого преступного эпизода следует отнести тот или иной документ. Авторы открытого заявления отмечают: "Процесс Ходорковского-Лебедева стал позором всей страны. Это должны понимать и организаторы процесса, и их закулисные покровители, а также те чиновники, руками которых все это осуществляется".
Говорит ответственный секретарь Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный.

Эрнст Черный: Мы все находимся в опасности. В стране потеряны те тропинки и дороги, которые могли вести к истине. Нет здесь этих тропинок, они все забаррикадированы. А забаррикадированы единством исполнительной власти, прокуратуры, следствия, хоть ФСБ, хоть Следственного комитета или МВД, и, к сожалению, судов. Если бы мы сегодня имели независимый суд, никаких проблем у нас бы не существовало. Власть могла бы инициировать любой процесс, прокуратура могла бы написать любые обвинения, а самое главное, что суд рассудил бы, то есть он выполнял бы ту функцию, которая свойственна судебной системе. Он сравнил бы аргументы одной стороны с аргументами другой и вынес бы свое решение. Но вы же понимаете, что на это рассчитывать никто не может. Все это происходит только по одной причине: у нас нет гражданского общества как такового, мы не можем выйти на улицу в большому количестве. Потому что протест должен быть массовым против таких вещей. Если он не будет массовым, значит, дальше это каскад, вот эти отдельные процессы отдельных людей, они подпитывают энергией эту всю систему произвола. И до тех пор, пока этот произвол будет твориться, дело Ходорковского будет продолжаться независимо от того, какие фамилии будут у подсудимых.

Марьяна Торочешникова: Правозащитники уже заявили о намерении отправить заявление, подытожившее первые три месяца общественного мониторинга процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, не только в администрацию президента России, но и послам других государств в России. "Пусть всему миру станет очевидна цена правосудия в России. Может быть это заставит опомниться и государство и общество", - заявляют правозащитники.
Между тем сотрудники "Левада-центра" обнародовали данные, согласно которым каждый пятый россиянин считает, что участие в социологическом опросе о судебном процессе над бывшими совладельцами ЮКОСа Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым в дальнейшем может плохо сказаться на его судьбе. Говорит заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.

Алексей Гражданкин: Возникает некоторое ощущение, что в обществе на сегодняшний день нарастает некоторое опасение, касающееся того, что можно очень свободно распространяться о своих мнениях по поводу подобных процессов. Потому что, с одной стороны, нарастает представление о том, что этот суд проводится под давлением власти, которая ведет дело к новому обвинительному приговору. С другой стороны, есть определенные опасения, что люди, которые во время опросов, подобных нашему, могут в дальнейшем подвергнуться преследованиям со стороны властей. 23 процента опрошенных нами респондентов считают, что это может в дальнейшем как-то повлиять на их судьбу, как-то спровоцировать власть на их преследование.

Марьяна Торочешникова: По словам Алексея Гражданкина, почти половина опрошенных считает, что суд над Ходорковским и Лебедевым ведется под давлением властей. Но хотя 80 процентов россиян хорошо знают, кто такой Михаил Ходорковский, лишь 37 процентов респондентов знают, что над бывшим главой ЮКОСа начат новый судебный процесс.
XS
SM
MD
LG