Ссылки для упрощенного доступа

Ахмед Закаев опроверг сообщения о начале переговоров с представителями Рамзана Кадырова


Ахмед Закаев
Ахмед Закаев

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Андрей Шарый: Сегодня премьер-министр так называемой чеченской республики Ичкерия Ахмед Закаев опроверг сообщения о начале переговоров с представителями президента Чечни Рамзана Кадырова. Живущий в Лондоне в политической эмиграции, Закаев, выдачи которого по обвинениям в совершении военных преступлений во время конфликта в Чечне добивается Москвы, прежде в интервью Радио Свобод говорил о возможности таких переговоров. Вот что Закаев заявил сегодня Радио Свобода.

Ахмед Закаев: Я читал все эти публикации, которые прошли в средствах массовой информации. Я думаю, что организаторы этой встречи поторопились, выдав намерения, какие-то предварительные консультации за свершившийся факт, как переговоры. Поэтому обсуждать сегодня, комментировать нечего, потому что нет предмета для обсуждения и для комментариев, так как не было и переговоров таковых. Вот что я вам могу сказать.

Андрей Шарый: Обозреватель Радио Свобода, эксперт по проблематике Северного Кавказа Андрей Бабицкий не видит больших перспектив в возможных переговоров между Закаевым и представителями официального Грозного.

Андрей Бабицкий: Сам технический факт каких-то контактов, состоявшейся встречи не очень важен, потому что, ну, в общем, мы все знаем о том, что действительно на каком-то уровне Закаев и Кадыровская сторона постоянно ведут консультации, и те и другие этого не скрывают. Рамзан Кадыров недавно заявил, что он готов закрыть перед Закаевым дверь, если тот не примет решение. Какое-то движение за кулисами идет. Дело в том, что переговоры, контакты, как это ни назовете, не имеют большого смысла: сторонам нечего обсуждать. Исходные позиции таковы: Закаев - это представитель независимого Чеченского государства, пусть существующего в умах небольшой группы людей или большой группы людей; Кадыров представляет Чечню в составе России. О чем им говорить? Нет никакой серединной земли.

Андрей Шарый: Но, тем не менее, зачем-то обеим сторонам этой истории эти переговоры нужны, зачем-то они требуются.

Андрей Бабицкий: Закаев называет все это очень красиво: переговоры о мире. Вот к ним он готов. Но опять-таки мир на каких условиях? И мир в одном смысле и мир в другом смысле обе стороны понимают совершенно по-разному. Кадыров говорит, что Закаев ему может помочь стабилизировать сегодня жизнь в Чечне. Кадыров, может быть, более практичен, прагматичен в этих своих высказываниях, Кадырову нужно, наконец, разобраться окончательно, поставить точку в "ичкерийском проекте", и в значительной мере ему это удалось. Закаев - это последний обломок этой ичкерийской, скажем, общины на Западе. Всех видных деятелей, политиков Кадырову удалось завлечь обратно в Чечню. Закаев сегодня, вступая в переговоры, в контакты с Кадыровым, дает своим сторонникам, потенциальным или открытым, понять, что вот, собственно говоря, "ичкерийский проект" может как-то коррелироваться с кадыровской Чечней, нет непримиримой вражды, непримиримых противоречий, возможен диалог. А у Закаева ситуация тоже достаточно сложная. Сегодня большинство чеченцев, даже в Европе, становятся сторонниками эмарата "Кавказ", теократии салафитской, которая объявлена лидерами вооруженного подполья, и по сути дела, он никого не представляет. Сам факт переговоров с кем бы то ни было, а тем более с представителями России, конечно, добавляет ему определенного веса. То есть я думаю, что для Закаева это неплохой способ укрепить пошатнувшуюся политическую репутацию. В этом нет ничего плохого, это нормальный для политика инструмент, когда он использует возможность привлечения к себе внимание, ну, как-то латает свой прохудившийся кафтан.

Андрей Шарый: Однако год назад вообще подумать о начале таких контактов было невозможно. Понятно, что они осуществляются и без участия, то с ведома Кремля.

Андрей Бабицкий: Непосредственно курирует эти контакты Вячеслав Сурков. Я думаю, изменилось очень многое. Я думаю, что Кадырову удалось убедить своих кремлевских кураторов в том, что он действительно поверг ниц "ичкерийский проект" и что не хватает буквально нескольких усилий, для того чтобы он лег совсем. Ну, и в общем, насколько я понимаю, Сурков, являясь одним из авторов сегодняшнего чеченского национализма, как идеи, которая противопоставлена теократии, салафизму, вполне мог согласиться с тем, что это действительно необходимо - приручить последнего ичкерийца.

XS
SM
MD
LG