Ссылки для упрощенного доступа

Ключевое слово этой недели - "самиздат"


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Марина Дубовик: Далее в нашей программе постоянная воскресная рубрика, которую ведет Лиля Пальвелева.

Лиля Пальвелева: Ключевое слово этой недели - "самиздат". В понедельник в Музее Андрея Сахарова открылась выставка "Самиздат. Сделано в СССР". У этого слова есть автор, и он известен, говорит заведующая архивом общества "Мемориал" Татьяна Бахмина.

Татьяна Бахмина: Это Николай Глазков. Посмотрите, вот здесь выставлены его сборники стихов. Он публиковал себя сам и при этом писал на обложке: "сам-себя-издат". Это по аналогии с каким-нибудь Госполитиздатом . Вот так и получился «самиздат», от сокращения.

Лиля Пальвелева: А теперь вопрос Валерию Демьянкову, заместителю директора Института языкознания РАН.
Валерий Закиевич, на своих самодельных книжках поэт писал "сам-себя-издат". В одно слово эта конструкция слилась позднее, по-видимому, будучи подхвачена уже устной разговорной речью. Можем ли мы говорить о том, что это уникальный для русского языка случай, когда, говоря ученым языком, неологизм претерпевает аббревиацию?

Валерий Демьянков: Это не уникальный случай. Я должен напомнить, что это слово первоначально писалось с двумя дефисами, с двумя черточками - сам-себя-издат. Это тот прием, который применяется, кстати сказать, и в других языках, например, в английском языке, когда хотят из одного целого словосочетания сделать как бы одно слово, которое ведет себя, как одно существительное. В данном случае действительно авторство у этого слова есть и на него указывают многие словари, в частности, недавно вышедший замечательный "Толковый словарь русского языка" с включением сведений о происхождении слов под редакцией академика Натальи Юльевны Шведовой. Все знают словарь Ожегова. В течение многих десятилетий этот словарь издавался под редакцией Натальи Юльевны. А сейчас ее коллектив издал вот этот новый словарь с указанием истории. И в этот словарь включено это слово "самиздат".
История русских слов, так же как история неологизмов в других языках напоминает творчество и в разных других областях нашей жизни. Можно сказать, что ритуалы этого творчества очень сильно напоминают то, как в некоторых культурах представляют обществу новорожденного ребенка. Я вспоминаю, в молодости я занимался африканистикой, и у некоторых африканских народов есть такой обычай: отец или мужчина, которому приписывается отцовство, ложится, искусно изображая переживания женщины с ребенком, в специальной хижине, где и принимает поздравления от родных и близких. А биологическая мать приходит в хижину только тайком, чтобы покормить ребенка. Так и в языковом творчестве: есть не только отец, тот, который получает лавры за творение, на которого указывают в словарях как на создателя этого слова, а таких творцов в нашей истории русского языка очень много, но есть еще и мать, а именно языковая система, в недрах которой и рождаются новые слова нашего языка.

Лиля Пальвелева: Ну да, ведь не случайно, кто написал через эти дефисы "сам-себя-издат", известно, а вот кто уже сократил до "самиздата", не установишь.

Валерий Демьянков: Во всяком случае, вот в этом замечательном словаре мы не увидим, с какого момента это слово стало звучать в укороченном варианте. Но то, что выпала средняя часть этого словосочетания...

Лиля Пальвелева: "Себя".

Валерий Демьянков: Да, "себя". Это действительно довольно загадочное обстоятельство. Объяснить можно по-разному. Самое напрашивающееся решение здесь - ради краткости. Но, тем не менее, сам-себя-издат и самиздат - это все-таки разные вещи.

Лиля Пальвелева: Конечно. Потому что самиздатом занимались не только те, кто были авторами, и даже не столько те, кто были авторами текстов.

Валерий Демьянков: Да. Но, тем не менее, самиздат - это слово как единица русского языка зафиксировано, а вот сам-себя-издат так и осталось локально употребленным. В этих случаях мы говорим даже не о неологизмах, а об окказионализмах, то есть таких выражениях и словах, которые встречаются у одного автора один раз или несколько раз, но больше нигде за пределами этих контекстов мы их никогда не увидим.
XS
SM
MD
LG