Ссылки для упрощенного доступа

Обама достиг "Совместного понимания"


Дмитрий Медведев ведет Барака Обаму к компромиссу.
Дмитрий Медведев ведет Барака Обаму к компромиссу.
Президент России Дмитрий Медведев, комментируя на пресс-конференции в Кремле документы, подписанные им совместно с президентом США Бараком Обамой, отметил: "Российско-американские договоренности об уровнях стратегических вооружений стали разумным компромиссом".

По мнению научного сотрудника британского Королевского научного общества профессора Юрия Федорова, документ "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ" является самым важным и самым выразительным из всех подписанных документов:

- Если переводить с дипломатического языка на русский, это означает некое согласие по отдельным вопросам, и ничего больше. Текст этого документа еще не опубликован, но, как говорит замминистра иностранных дел Сергей Рябков, Россия и США не смогли достичь конкретных договоренностей по сотрудничеству в области ПРО. Это значит, что усилия Москвы, направленные против американских планов развертывания третьего позиционного района в Чехии и Польше, результатов не дали. В совместном заявлении сказано, что стороны намерены продолжить обсуждение, касающееся возобновления сотрудничества по реагированию на распространение баллистических ракет. То есть договорились на эту тему поговорить. Больше ничего из этого не следует.

Но вот что интересно. В "Совместном понимании" говорится: число ядерных боезарядов будет сокращено до 1500-1675 единиц. Значение этого пункта на самом деле минимально, потому что в существующем договоре по наступательным вооружениям, который был подписан в 2002 году, установлен предел на количество боезарядов от 1700 до 2200 единиц. Теперь будет чуть меньше. Для России это ничего не значит, потому что через 5-6 лет, наверное, больше 1500 боезарядов российские стратегические силы просто физически иметь не будут. Эти вооружения сокращаются просто в силу старения. Но есть другая интересная цифра: количество носителей будет снижено до 500-1100 единиц. Российская позиция заключалась в том, что нужно ограничивать не только боезаряды, но и стратегические носители.

- Почему?
По тем оценкам, которые существуют в открытой российской печати, можно представить себе, что через пять, шесть, семь лет у России вряд ли будет больше 500 носителей. А американцы могут иметь 1100 носителей

- Потому что американцы снимают сейчас со стратегических баллистических ракет ядерные боеголовки и частично заменяют их обычными боеголовками, но очень высокоточными. Это российских военных сильно беспокоило. Теперь количество носителей будет снижено, но в каких пределах? 500-1100 единиц. По тем оценкам, которые существуют в открытой российской печати, можно представить себе, что через пять, шесть, семь лет у России вряд ли будет больше 500 носителей. А американцы могут иметь 1100 носителей. В общем, я бы хотел в этой связи поздравить американскую переговорную команду, которая, с одной стороны, вроде бы и учла российские озабоченности, но, с другой стороны, американским планам это не вредит никоим образом.

- А на что рассчитывала российская сторона, пытаясь увязать вопрос СНВ с вопросами развертывания ПРО в Чехии и Польше?

- По-моему, это была, в лучшем случае, запросная позиция: давайте попросим больше, и нам, в конце концов, чего-нибудь да перепадет.

- За сильный аргумент выдавалась российская позиция по транзиту американских грузов в Афганистан. Им не воспользовались или им просто нельзя было воспользоваться?

- России очень выгодно, чтобы американцы как можно дольше воевали в Афганистане. Поэтому Россия просто стратегически
России очень выгодно, чтобы американцы как можно дольше воевали в Афганистане
заинтересована в том, чтобы через ее территорию шло снабжение американских и международных войск в Афганистане. Это, с одной стороны, удерживает американцев в Афганистане или, скажем так, уменьшает мотивацию для того, чтобы оттуда уйти. Во-вторых, такая договоренность о транзите ставит это снабжение международной коалиции под контроль и в зависимость от позиции Кремля. Тут можно пофантазировать. Скажем, российский МИД говорит американцам: если вы пойдете нам навстречу по третьему позиционному району, мы пойдем вам навстречу по Афганистану. Американцы в ответ могли бы сказать: но вам же выгодно, чтобы мы воевали в Афганистане, представьте себе, что мы уйдем, что тогда будет? Тогда вы должны будете развертывать достаточно крупные войска где-нибудь в Средней Азии для того, чтобы защитить местные режимы от афганских талибов. И чем крыть? Крыть нечем.

- Но все эти результаты, если я правильно понял, вы могли точно так же прокомментировать и вчера, и неделю назад…

- Нет, я не мог вам предсказать, что будет такая договоренность по количеству носителей. Этого я просто не мог себе представить.

- То есть, было вполне предсказуемым то, что на особые очки российской стороне рассчитывать не приходится?

- А это как посмотреть на интересы российской стороны! Российская сторона продемонстрировала, по крайней мере, в пропагандистском плане, что она вроде выступает на равных с США, и два президента подписывают какие-то документы. А по существу, да - я боюсь, что гордиться нечем.
XS
SM
MD
LG