Ссылки для упрощенного доступа

События в Гондурасе глазами гондурасцев и в риторике президента Венесуэлы


Ирина Лагунина: Любопытно, но американская пресса накануне визита президента США в Россию, довольно сдержанно отнеслась к его планам наладить диалог с российским гражданским обществом. И одним из факторов, определивших эту сдержанность, стало отношение Барака Обамы к событиям в Гондурасе. Он призвал вернуть свергнутого президента Силайю. Так что на самом деле произошло в Гондурасе, маленьком государстве в Центральной Америке? Реакционный военный переворот или попытка демократических сил страны защитить свободу от международного заговора латиноамериканских левых радикалов? Рассказывает Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Садовник-иммигрант из Тегусигальпы, столицы Гондураса, 28-летний Хуан Хименес работает в Мадриде уже три года. Он приехал сюда, чтобы накопить денег и купить дом на родине. Сегодня его планы изменились. Он и еще несколько десятков его соотечественников уже купили авиабилеты. Они возвращаются на родину. План: сразу из аэропорта, не заходя домой, идти в министерство обороны – записываться добровольцами в армию. Деньги, заработанные в Испании, скорее всего, придется отдать за обмундирование, оружие и боеприпасы – Гондурас страна бедная. Хуан Хименес и его товарищи – на стороне парламента, конституции, верховного суда, армии, влиятельной католической церкви и народа Гондураса - против только что отстраненного от власти президента Селайи. Он считает последнего, я цитирую, «жалкой марионеткой» венесуэльского диктатора Уго Чавеса, намеревавшегося навязать Гондурасу тоталитарный коммунистический режим кубинского образца – свирепую диктатуру, бесправие, преследование инакомыслящих, тюрьмы и концлагеря. Свободу и демократию - будущее Гондураса, возможно, придется отстаивать с оружием в руках, - говорит Хуан Хименес. Ведь Чавес, судя по всему, не намерен просто так «сдавать» Гондурас, стратегический пункт в своей экспансии на латиноамериканском континенте. Из венесуэльской столицы Каракаса в эти дни звучат воинственные призывы Чавеса:

Уго Чавес: Венесуэла уже фактически вступила в бой, ее народ заявляет, что к битве готов. Все народы и правительства союза АЛЬБА полны решимости вступить в грандиозное сражение, пролить кровь наших врагов. Мы отслеживаем ситуацию в Гондурасе, чтобы вовремя принять надлежащие решения.

Виктор Черецкий: Поясню, что АЛЬБА или Боливарианский альянс Америки - это военно-политический блок, созданный Чавесом, который считает себя приемником престарелых кубинских диктаторов братьев Кастро по части насильственного распространения коммунизма в Латинской Америки и других странах третьего мира. Блок назван по имени венесуэльского предводителя первой четверти 19 столетия Симона Боливара, прославившегося своей кровожадностью. В эту организацию, которая содержится за счет венесуэльских нефтедолларов, входят, помимо Венесуэлы и Кубы, ряд государств с леворадикальными режимами – Боливия, Никарагуа и Эквадор. Вовлек в эту организацию свою страну и отстраненный от власти президент Гондураса Селайа. О ее задачах в свое время со свойственным ему цинизмом говорил сам венесуэльский правитель Чавес:

Уго Чавес: Задача государств-членов АЛЬБА – выработка совместной стратегии. В частности, создание собственных вооруженных сил – нашей авиации, наших наземных частей, нашего флота, нашей жандармерии и нашей совместной разведывательной службы. Ведь враг у нас один – это мировой империализм и его прислужники. Если они выступят против кого-то из нас, то им придется иметь дело с нашими общими силами.

Виктор Черецкий: После подобного заявления становится ясно, для чего понадобилось Чавесу закупать у России огромные партии оружия - автоматы, танки, самолеты, ракеты - количество которых во много раз превышает нужды венесуэльской армии. Что касается Гондураса, то эту страну венесуэльский лидер считает своей вотчиной, а противников бывшего президента Селайи – своими личными врагами. К примеру, когда к свергнутому главе государства обратился кардинал Оскар Родригес с просьбой не возвращаться в страну во избежание кровопролития, на высшего иерарха католической церкви Гондураса обрушился с оскорблениями сам Чавес:

Уго Чавес: Что это за попугай в наряде кардинала! Жалкий клоун, шут гороховый на службе у империализма!

Виктор Черецкий: Кстати, неудавшуюся попытку возвращения Селайи в Гондурас организовал тоже Чавес. Самолет, в котором летел бывший президент и которому новые гондурасские власти не дали приземлиться в аэропорту Тегусигальпы, принадлежал венесуэльским ВВС и пилотировался военными летчиками Венесуэлы. Да и попытка провести незаконный референдум для продления президентских полномочий Селайи была организована по венесуэльскому образцу и сценарию. Напомню, что именно эта попытка заставила парламент и верховный суд страны отстранить президента. Сам Чавес провел у себя в Венесуэле аналогичный референдум успешно, чем и обеспечил себе практически пожизненное президентство. В Гондурасе подобное не прошло, что и взбесило венесуэльского лидера.

Уго Чавес: Мы переживаем исторический момент. Народ Венесуэлы, будь бдителен! Все на митинг к президентскому дворцу Мирафлорес! Ведь в Гондурасе совершен государственный переворот против всех нас: и против гондурасского народа, и против народа Венесуэлы. Мы не позволим, чтобы этот переворот имел успех. Мы должны все сделать, что от нас зависит, чтобы предотвратить его последствия. За переворотом стоят гондурасские капиталисты и подвластные им военные руководители. Это самые отвратительные реакционеры, которые когда-либо существовали на американском континенте. Их имена пока не известны, но мы их все равно выявим и привлечем к ответу. Это они, проклятые трусливые капиталисты, выпустили из клеток «горилл»-генералов с окровавленными клыками. Они тоже боятся народа и посылают против него молодых солдат.

Виктор Черецкий: Гнев Чавеса можно понять. В Гондурас он вложил немало средств, чтобы обеспечить долговременное пребывание у власти того, кого вся страна называет «венесуэльской марионеткой» - президента Селайи. С последним за недолгий срок президентства произошла подлинная метаморфоза. Из респектабельного помещика, консерватора и ревностного католика он превратился, говорят, под влиянием дешевой венесуэльской нефти и венесуэльских денег, в митингового крикуна, сторонника вселенской пролетарской революции, национализации и конфискации, друга братьев Кастро и, естественно, Чавеса. Он же, как я уже сказал, вовлек свою страну в воинствующий блок АЛЬБА, противопоставивший себя всем демократическим странам Латинской Америки. По примеру Кубы и Венесуэлы Мануэль Селайа стал проводить многотысячные и многочасовые митинги своих сторонников:

Мануэль Селайа: Да здравствует свобода Гондураса! Мы независимый, свободный и суверенный народ! Этой площади для проведения митингов раньше не было. Теперь напротив президентского дворца есть пространство, на котором все правители страны будут отчитываться о своей деятельности перед гондурасским народом. Это площадь свободы и солидарности. Враги нам говорили, чтобы мы не вступали в АЛЬБУ, потому что это военный агрессивный блок. Но наше подлинное оружие – это достоинство и сознание необходимости освободить от врагов Гондурас, Центральную и всю Америку. АЛЬБА дает нам такую надежду, надежду побороть капитализм, который принес нам только страдания, кризис, голод и нищету. АЛЬБА – это альтернатива всем консерваторам и реакционерам этой страны, которые заботятся только о себе, не думая о народе Гондураса.

Виктор Черецкий: Похоже, что народу Гондураса революционная метаморфоза президента не пришлась по вкусу, поэтому подавляющее большинство населения поддержало парламент и верховный суд страны, приказавших военным задержать и выслать из страны лидера-мутанта. Кроме того, и гондурасским парламентариям, и мало-мальски грамотным гражданам было очевидно, что вступление в блок, где верховодят тоталитарные деятели типа Чавеса и братьев Кастро, рано или поздно будет означать ущемление демократических прав и свобод. Впрочем, этот процесс уже начался с попытки Селайи провести референдум, чтобы в нарушении конституции страны, продлить свои президентские полномочия. Гондурасский политик Рикардо Мадуро:

Рикардо Мадуро: Группа стран, входящих в АЛЬБУ, не может похвастаться своими социально-экономическими успехами. Все наоборот. И это понятно, ведь успех сопутствует лишь тем странам, где уважаются личные свободы и права граждан, правила свободной рыночной экономики. Правительства в этих странах могут быть правыми, центристскими или левыми, но они всегда действуют в рамках демократической системы. Левые правительства сейчас у власти в Испании, Бразилии и Чили. Они никогда не подвергают сомнению законы правового государства, уважают его конституцию. Что касается членства в АЛЬБЕ и использования в политике кубинской и венесуэльской модели, то они могли привести нас лишь к ликвидации свобод и прав граждан. Уверен, что наш народ никогда бы не пошел на это, учитывая, что обретение демократии нам стоило долгих лет борьбы.

Виктор Черецкий: Как я уже сказал, большинство жителей Гондураса было не в восторге от перспектив превращения своей страны в государство-тюрьму, типа Кубы. Большинство, но не все, часть жителей маргинальных районов столицы - Тегусегальпы, своевременно подкупленные Селайей по примеру Венесуэлы, где обитателям трущоб постоянно раздаются деньги, футболки с портретом лидера и бейсбольные шапочки, взбунтовалась. Манифестанты пытались силой захватить аэропорт, напали на военных, спровоцировав кровопролитие. Уж слишком заманчиво звучали для неграмотной городской бедноты обещания Селайи превратить одну из самых нищих стран Латинской Америки в земной рай. На очередном митинге они выкрикивали, вслед за возбужденной растрепанной студенткой, революционные лозунги:

Долой воров-эксплуататоров! Долой временное правительство! Да здравствует наш вождь Селайа! Да здравствует пролетарская революция! Да здравствует единый народ!

Виктор Черецкий: Что касается противников Селайи, то они тоже в эти дни не сидят дома. Митинги гондурасских демократов, сторонников конституции и нового правительства страны происходят повсеместно. Так что заявление того же Чавеса, что нынешнее правительство Гондураса держится лишь на штыках – ложь. У него – широкая народная поддержка. Говорит участник митинга в поддержку конституционной власти Нельсон Гонсалес:

Нельсон Гонсалес: Семь миллионов жителей Гондураса просят Мануэля Селайю сделать, наконец, выбор между Чавесом и собственным народом. Мы требуем, чтобы он прекратил будоражить мировое общественное мнение, настраивать против нашего народа Организацию американских государств и Организацию Объединенных Наций. Если он действительно любит наш народ, зачем он добивается принятия против нас международных санкций? Мы просим его, чтобы он раз и навсегда отрекся от власти и открыто заявил об этом в ООН.

Виктор Черецкий: Другой участник митинга – адвокат Грегорьо Нуньес считает, что в Гондурасе не произошло государственного переворота. Парламент страны и верховный суд поступили в соответствии с конституцией – отстранили от власти президента, в нарушении закона организовавшего антиконституционный референдум с целью продления своих полномочий. Отстранение Селайи от власти – это действие, направленное на сохранение демократии, - считает юрист.

Грегорио Нуньес: Наш народ хочет жить в условиях демократии. Все граждане страны, без исключения, обязаны соблюдать конституцию. Ее 42-ая статья запрещает президенту прибегать к каким-либо уловкам с целью продления своего мандата. В случае, если президент нарушает это положение, он подлежит отстранению от должности. Его место до следующих выборов занимает председатель парламента. Так что у нас замена власти прошла в соответствии с законом – говорить о государственном перевороте неуместно. Что касается вооруженных сил, то они власть не получили, а лишь выполнили распоряжение гражданских властей страны – парламента и верховного суда.

Виктор Черецкий:
Между тем, из столицы Венесуэлы продолжают звучать угрозы. Угрозы Чавеса направлены в адрес председателя парламента страны Роберто Мичелетти, который в соответствии с конституцией временно занял пост главы государства.

Уго Чавес: Пусть только попробуют привести к президентской присяге эту жалкую куклу Мичелетти или еще какого-нибудь там придурка «спагетти», мы его свергнем! Это я вам обещаю!

Виктор Черецкий: Впрочем, ясно, что если венесуэльский диктатор, возомнивший себя жандармом Латинской Америки, захочет навести свой, как он выражается, «боливарианский порядок» в этой стране, ему будут противостоять не те, кого он называет генералами-«гориллами», а весь народ.
XS
SM
MD
LG