Ссылки для упрощенного доступа

Загадочная смерть известного оппозиционера в Таджикистане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Таджикистане Малика Рахманова.

Кирилл Кобрин: Громкое событие в Таджикистане. При невыясненных до конца обстоятельствах убит один из бывших полевых командиров объединенной таджикской оппозиции, а так же бывший министр правительства Мирзо Зиёев.
В конце 90-х, после подписания мирного соглашения между правительством Таджикистана и отрядами Объединенной оппозиции, в Тавильдарьинском районе страны был расквартирован батальон министерства обороны, состоявший из бывших оппозиционеров, и два батальона министерства по чрезвычайным ситуациям. Руководителем министерства тогда назначили как раз Мирзо Зиёева, который перед этим воевал против президента Эмомали Рахмонова.
На днях на пресс-конференции в МВД республики сообщили, что в последнее время перед пленением Мирзо Зиёев руководил вооружённой группировкой, действовавшей как раз в Тавильдаринском районе.
О том, что же произошло с Зиёевым и о политической ситуации в Таджикистане, я побеседовал с моей коллегой Маликой Рахмановой, которая следит за ситуацией в этом регионе.

Кирилл Кобрин: Малика, какие появились сообщения о смерти Зиёева? Каким образом он погиб? Потому что сначала говорили, что его взяли в плен.

Малика Рахманова: Официальная версия МВД Таджикистана, Мирзо Зиёев после того, как сдался властям, был убит в Тавильдаре своими сподвижниками. Говорится так, якобы Зиёев согласился сотрудничать с МВД и показать им тайники огнестрельного оружия в Таджикистане в Ражской долине, но якобы, когда они приближались к тому месту, его бывшие сторонники начали стрельбу.

Кирилл Кобрин: Таким образом, можно сказать, что фактически милиционеров или военных таджикских вместе с пленником заманили в засаду.

Малика Рахманова: Официальная версия говорит об этом. Так же есть неофициальная версия просто наблюдателей таджикских, которые говорят, что смерть его была не случайной.

Кирилл Кобрин: То есть он был убит представителями власти?

Малика Рахманова: Прямо об этом никто не говорит, но такие намеки существуют, так как в последнее время в Таджикистане происходят такие массовые аресты бывших сторонников оппозиции.

Кирилл Кобрин: Давайте поговорим теперь, прежде всего, о фигуре покойного Зиёева. Почему его смерть произвела такое влияние? Почему она стала предметом рассмотрения? Почему она привлекла внимание?

Малика Рахманова: Надо сказать, что Мирзо Зиёев был влиятельным человеком среди оппозиционеров во время гражданской войны в Таджикистане и в последующие годы, так как, говорят, что он не забывал своих сподвижников, не забывал тех, кто с ним воевал в те годы, помогал семьям погибших и потом, когда возглавлял министерство чрезвычайных ситуаций Таджикистана, он привлек туда своих же сторонников, бывших боевиков.

Кирилл Кобрин: То есть, иными словами, он изначально находился в оппозиции к действующей власти. Затем он в результате процесса национального примирения оказался в правительстве.

Малика Рахманова: Да.

Кирилл Кобрин: И после того, как он подал в отставку или ушел с этой должности, он опять вернулся к вооруженной оппозиции.

Малика Рахманова: Дело в том, что в 2006 году он был снят с должности министра чрезвычайных ситуаций, там было изменение структурное, административное и вообще в правительстве, в результате чего не только он, как бывший оппозиционер, потерял свою должность. Тогда же ушел со своего поста министр энергетики Заид Саидов. До 2006 года он все-таки был при президенте Рахмонове, но после 2006 года всех бывших сторонников оппозиции не оказалось уже в правительстве.

Кирилл Кобрин: Давайте поговорим. Это разногласия, связанные с политическими воззрениями? Были ли у Зиёева политические разногласия именно с Рахмоновым, то есть, может быть, он был сторонником исламистов или, наоборот, он был светским либералом?

Малика Рахманова: Он был умеренным исламистом, но после ухода с должности он вернулся в Тавильдару и занимался, по неофициальным данным, контрабандой наркотиков.

Кирилл Кобрин: Насколько связана деятельность таджикской оппозиции с наркотрафиком?

Малика Рахманова: Говорят эксперты, что тесно. Дело в том, что Тавильдара всегда был регион неспокойный, это скопление исламистов, туда часто попадали сторонники талибов. Поэтому правительство с настороженностью смотрело на этот регион и старалось там держать порядок. Но все-таки говорят, что закрывали глаза на деятельность Мирзо Зиёева.
XS
SM
MD
LG