Ссылки для упрощенного доступа

Интервью с министром обороны Литвы Расой Юкнявичене


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.

Александр Гостев: Отношение жителей России к Литве как к стране враждебной, что выяснилось из недавних социологических исследований, является результатом только российской государственной пропаганды, заявила в интервью Радио Свобода министр обороны Литвы Раса Юкнявичене. По ее мнению, жители Литвы, на бытовом уровне очень хорошо относящиеся к россиянам, после военного конфликта в Грузии тоже не считают официальную Россию мирным соседом. Об этом и о других интересных вещах с министром обороны Литвы только что побеседовала корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.

Ирина Петерс: Недавний опрос в России показал, что Литва, к сожалению, оказалась в тройке стран, для россиян наиболее враждебных. Это объясняют политикой Литвы. Например, за последний год, когда Литва довольно жестко и критично относилась к политической линии России.

Раса Юкнявичене: Эта пропаганда делает свое. Когда я смотрю российское телевидение, разные каналы, я вижу только негативную информацию из наших государств, из Литвы тоже. Но те люди, которые приезжают в Литву, россияне, я говорила с ними, из Москвы много людей приезжают, они очень удивлены, что с ними все говорят по-русски, что все доброжелательные, что у нас жизнь идет вперед, никто не голодает, что у нас никто русских не убивает, наоборот, ждут туристов, и все по-другому. Так что пропаганда, она влияет, делает свое дело. Это в России государственная политика, это не журналистика, к сожалению.

Ирина Петерс: Госпожа министр, как бы вы охарактеризовали уровень нынешнего военного российско-литовского сотрудничества? Оно вообще существует?

Раса Юкнявичене: Я бы сказала, специфическое. Мы всегда будем надеяться, что со своим соседом будем жить, как соседи живут, на паритетных началах. К сожалению, в России все еще такое настроение, что вот этот регион не такой, как другой зарубеж, и надо с ними по-другому. Наверное, нужно время, чтобы люди поняли: небольшие государства - они государства. Хотелось бы, чтобы Россия тоже шла демократическим путем, которым идут и другие государства, но эти события, которые были в Грузии, очень чувствительно приняли люди здесь, в наших государствах. Поэтому нет уверенности, что у нас сосед такой, которому можно доверять.

Ирина Петерс:
Недавно, согласно договора об открытом воздушном пространстве, над территорией Литвы проводились совместные с российскими специалистами наблюдательные полеты с фотосъемкой. Для проверки соблюдения договора о контроле над вооружениями. Позже у представителей литовской армии в аэропорту Шереметьево конфисковали материалы, снятые во время этого полета. В Министерстве обороны Литвы конфискацию материалов назвали незаконной, серьезным нарушением договора "Открытое небо". Спустя 4 дня пленка была возвращена, российские власти принесли Литве извинения за инцидент. Произошедшее было названо технической ошибкой.

Раса Юкнявичене:
Они сожалеют, так что конфликт исчерпан. Этот конфликт был довольно неожиданным, но он повлиял на престиж самой России. России невыгодны такие конфликты. Да, сейчас мы уже выучили эти уроки, и мы не будем так доверять всем службам России и в аэропорту, как доверяли до сих пор.

Ирина Петерс: Можно ли сказать, что Литва уже полностью и окончательно перешла к профессиональной армии?

Раса Юкнявичене: С 1 июля не будет уже призывных, только профессионалы. Конечно, проблем из-за этого немало. Недостаточно денег, чтобы взять столько людей, сколько нам надо. Но это придет, я думаю, вот с такими надеждами и живем.

Ирина Петерс: А финансирование не уменьшается ли в связи с кризисом?

Раса Юкнявичене: Да, уменьшилось приблизительно на 20 процентов. То же самое - в Эстонии, в Латвии - они сократили на 40 процентов.

Ирина Петерс: Если это не является военной тайной, можно ли назвать цифру, какова численность литовской армии?

Раса Юкнявичене: Около 8 тысяч у нас профессионалов и 4 тысячи добровольцев.

Ирина Петерс: Министр обороны - женщина... Вы по первоначальному образованию врач. Какой-то барьер был или вы уже были готовы морально, скажем, к не очень привычному для женщины делу?

Раса Юкнявичене: Было нелегко понять этот новый статус, очень много работы. Но, вы знаете, сейчас, когда такой большой кризис, быть, например, министром социальных дел не думаю, что легче. Система работает, у нас все было построено с нуля, в армии хорошие, мотивированные люди, очень молодая система, профессиональная. В министерстве самом женщин больше, чем мужчин, в политических отделах. В армии - да, больше мужчин, армией руководит главнокомандующий, не руководит министр. У меня больше политические дела. И в НАТО я не являюсь единственной женщиной, сейчас в пяти других государствах министры обороны, например: Испания, Словения, Норвегия...

Ирина Петерс: В Литве главнокомандующим является президент. Если говорить обо всех Вооруженных силах, действительно, по конституции - президент страны. И вот пройдет всего несколько дней - и президентом новым будет Даля Грибаускайте. И получается, что главнокомандующий вооруженными силами - женщина, и министр обороны - тоже. Силовые ведомства переходят от мужчин к женщинам.

Раса Юкнявичене: Это значит, что не будет войны, потому что женщины не хотят войны никогда.

Ирина Петерс:
Мы беседовали с министром обороны Литвы Расой Юкнявичене.
XS
SM
MD
LG