Ссылки для упрощенного доступа

В Москве и Чечне пройдут акции памяти Натальи Эстемировой


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Грозном Ахмед Султанов.

Евгения Назарец: Накануне была найдена убитой сотрудница правозащитного центра "Мемориал" в Чечне и журналист "Новой газеты" Наталья Эстемирова. Ее тело было обнаружено в среду вечером в лесополосе возле селения Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии. Свидетели говорят, что Наталья Эстемирова была похищена и увезена на машине в неизвестном направлении, о ее судьбе ничего не было известно несколько часов. Правозащитница собирала информацию о пытках, похищениях и внесудебных казнях в Чечне, чем неоднократно вызывала недовольство местных властей. Это отмечает и наш корреспондент в регионе Ахмед Султанов.

Ахмед Султанов: В своих многочисленных интервью Наталья Эстемирова называла вещи своими именами, что в последние годы в Чечне, редко кто осмеливался делать.

Наталья Эстемирова: Российская Фемида еще раз показал, на чьей она стороне. Не на стороне закона, а на стороне насильников, убийц, поджигателей, бандитов и так далее. Вот и все. Главное, чтобы на них погоны были, главное, чтобы они представляли государство в данный момент. Это карт-бланш всем остальным: пожалуйста, твори преступления - родное государство тебя защитит. Я боюсь, что у людей появится чувство бессилия и абсолютного неверия в законность и в то, что закон восторжествует.

Ахмед Султанов: Это интервью Наталья Эстемирова дала Радио Свобода в связи с условно-досрочным освобождением экс-полковника Юрия Буданова из российской тюрьмы. Чеченские правозащитники, буквально шокированы убийством их коллеги, и это потрясение не скоро пройдет. На просьбу прокомментировать нужных слов не находят, до некоторых вообще невозможно дозвониться. Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев уверен, что убийство Эстемировой напрямую связано с ее правозащитной деятельностью.

Усам Байсаев: Версия только одна: ее убили за ее деятельность в Чечне. Она занималась расследованием похищений людей, внесудебных казней. В это качестве достаточно сильный гнев вызывала в силовых структурах. Версия только одна, что ее могли убить за ее деятельность в Чечне по защите прав людей на территории Чеченской республики.

Ахмед Султанов: На ваш взгляд, почему именно ее похитили и увезли в Ингушетию? Это что-то может означать?

Усам Байсаев: Это может означать, чтобы вот так прямо не подумали на то, что это сделали люди, которые находятся в Чечне. Может, надеялись, что тело не найдут. Все-таки выбрано было место, в принципе, не очень часто посещаемое людьми, там убили ее.

Ахмед Султанов: Для расследования убийства правозащитницы в Грозный прибыла группа специалистов из Следственного комитета Прокуратуры России. Они уже приступили к изучению обстоятельств преступления и ознакамливаются с данными рабочего компьютера Эстемировой. Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что возьмет под личный контроль расследование и параллельно официальному намерен вести и неофициальное в соответствии с традициями чеченцев.

Евгения Назарец: Корреспондент Радио Свобода Ахмед Султанов находился в постоянном рабочем контакте с правозащитницей Натальей Эстемировой. Он рассказал нам о содержании последней беседы с ней.

Ахмед Султанов: Последнее наше интервью было где-то неделю назад. Она рассказывала о том, что в одном из чеченских сел задержали сына и отца, привезли в центр села какие-то силовики и на глазах у жителей села расстреляли. Вот именно такими вещами Наталья и занималась.

Евгения Назарец:
Она говорила вам о том, что ей кто-то угрожает, возможно?

Ахмед Султанов: Нет, у нас были только рабочие отношения. О каких-то угрозах она мне не говорила. Даже не чувствовалось, что она чем-то взволнована или ей кто-то угрожал.

Евгения Назарец: У вас как у журналиста складывалось впечатление, что она находится в неком конфликте с властями местными?

Ахмед Султанов: Правозащитники, они же по роду своей деятельности вынуждены находиться в конфликте с властями. Но другое дело, что этот конфликт может быть как-то интерпретирован, что кто-то может кого-то обидеть или что-то сделать, угрожать. На мой взгляд, Наташа часто ссорилась с чиновниками, она могла любого чиновника, независимо от ранга, с ним повздорить, поругаться. Я думаю, это были какие-то рабочие моменты.

Евгения Назарец: Что касается расследования этого преступления, складывается ли у вас впечатление как у человека, знающего ситуацию в регионе, что власти сочтут делом чести расследовать убийство Натальи Эстемировой? Или все-таки это будет, как часто бывает в России, такой вялотекущий процесс, за которым только определенные журналисты и правозащитники следят, а в массовом сознании это все размазывается и забывается?

Ахмед Султанов: После того, как ее похитили, уже у многих людей не было сомнений, что ее не найдут, и что за этим последует более страшное - что ее убьют. После того, как стало ясно, что ее убили, я разговаривал со многими и официальными лицами, и с правозащитниками, с журналистами, и многие говорят, что это, скорее всего, своего рода провокация против действующего руководства республики. Потому что нужно быть настолько потерявшим всякие рамки и всякий контроль, чтобы именно на своей территории кого-то убить.

Евгения Назарец: Как будут развиваться события в связи с прощанием с этой правозащитницей, планируются ли какие-то акции в регионе, в Грозном?

Ахмед Султанов: Тело Эстемировой до сих пор находится в морге, правозащитники ждут каких-то официальных действий, связанных с ее выдачей. Там еще не делали вроде бы вскрытие, это будет где-то после обеда. После обеда отдадут тело. Похороны пройдут в селении Ишхой-Юрт в Гудермесском районе, откуда был родом отец Натальи Эстемировой. Я вчера ночью говорил с ее коллегами, и они говорят: "Конечно, мы будем проводить акцию протеста, пикет, но пока она не предана земле, это неуместно - проводить какие-то акции".

Евгения Назарец: Сегодня в 17:30 в Москве, в Новопушкинском сквере российские правозащитники собираются на пикет памяти убитой в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой.
XS
SM
MD
LG